Кухто Сергей Васильевич

Сергей Васильевич Кухто (22.04.1959, Витебск-1.11.1999, Витебск) — живописец мифологического жанра. В 1978 году окончил Минское художественное училище им. А. К. Глебова. Экспонироваться начал с середины 1990-ых. Работы находятся в частных коллекциях Чехии, Голландии, Швейцарии, США, Израиля, России, Беларуси.


Мир его картин — это мир где художник через мифологические образы передаёт мысли чувства, ощущения, движения души свои и каждого из нас.

Пожалуй, самым ярким представителем среди, художников, которые пишут на мифологические мотивы, является Сергей Кухто. В его работах («У реки весной», «Побег», «Озимые» и др.) мы находим авторские интерпретации известных античных мифов. Все сюжеты поданы в свободной индивидуальной манере и работы выдержаны в духе постмодернизма. Центральный персонаж картин Сергея Кухто – кентавр. Кентавры в греческой мифологии странные существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы – или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев. Через этот необычный образ художник выражал все свои мысли, чувства и переживания, создавая на работах свою особенную философию. Философия человека, восхищённого древними мифами и полностью погруженного в этот интересный и удивительный мир. Например, в работе «У реки весной» прослеживается несколько мифологических мотивов одновременно. Во-первых, присутствие кентавра говорит об античных мифах. Во-вторых, окружение, пейзаж и общее настроение наводит на мысль о славянских мотивах. Т.к. описание такого леса и поля чаще упоминается в старых русских былинах.

И ещё одна интересная аналогия – в некоторых работах автора изображается кентавр и молодая девушка. Таким образом, художник выражает чувство любви, полной красоты и возвышенности, которой приходится пройти через всевозможные преграды. В кентавре воплощается вся мужская сила, забота, доброта и преданность идеалам чести. В женском образе мы видим прекрасную спутницу, в которой живёт чистая и благородная любовь. Именно через эти красивые образы художник и передаёт нам такую широкую гамму чувств. На женщине можно заметить платок, которым она укрылась и укрыла кентавра. Такой элемент очень часто появляется в работах Кухто. Он характеризует классический образ русской женщины, которая любит носить платки.

В творчестве Сергея Кухто есть образ, которому посвящена целая серия работ. Это образ Полкана, кентавра в известной наполеновской шляпе и одежде арлекина. Вот, к примеру, как в этом полотне – «Полкан зимой», хотя в другой картине «Спящий Полкан» персонаж уже в тёплой зимней одежде. Образ Полкана зачаровывает. Через него художник передаёт одиночество величия, красоты и некоторой доли шутовства. Можно с полной уверенностью сказать, что данный образ является одним из самых загадочных и странных в творчестве художника, т.к. ни в одной мифологии мы не встречаем ни одного, даже отдалённо напоминающего на этот персонаж, существа. Автор представил его нам в виде кентавра, уже ставшим традиционным для него. Возможно, для художника это был образ, который помогал ему выразить свои переживания и отношение к окружающей действительности. Ведь смесь стольких разных черт и образов в одном лице – это слишком сложно и не однозначно для моментального восприятия. К примеру, облик Арлекина. Он весел и наивен, не очень умён, не очень ловок, не очень изворотлив, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. Арлекин вызывает сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям, когда как образ Наполеона придаёт персонажу черты величия, превосходства и благородности. Полководец верен своему слову и не отступит от задуманного. В чём-то он схож с кентавром, который так же горд и неприступен. Вот так в одном лице художник сочетает противоположности, которые в жизни находятся рядом, но никогда вместе. Все эти образы сливаются в монолитный и довольно своеобразный характер в одном персонаже, который появляется далеко не на одной работе. Сергей Кухто создал образ, притягивающий к себе загадочностью и неоднозначностью подачи персонажа, который в каждой работе открывает одну из своих многочисленных граней бездонных глубин, сплетённых воедино сетью устоявшихся представлений.

Но не все работы посвящены дальним странам и мифам. В таких картинах как «Озеро Лосвидо» главное действие переносится на родные витебские просторы. Художник поселяет среди славянских людей кентавра. Здесь можно проследить древнюю связь народов и взаимопроникновение культур античных и древнеславянских. Внимательно ознакомившись с работами Сергея Кухто, легко убеждаешься в существовании авторского мифа, когда художник на своих полотнах заставляет ужиться таким разным и далёким друг от друга культурам, и мифологиям, создавая, при этом, неповторимое настроение в своих картинах, где мы видим новую, немного странную, но притягивающую чистотой и глубиной философию. К примеру, художник часто пишет зиму и снег. Его белизна и чистота довольно часто появляется на полотнах Сергея Кухто. Он поселяет кентавров в этих суровых условиях. Например, как в работах «Озимые» и «Побег». В обеих работах автор соотносит три образа: кентавр, женщина и зима. Они где-то противопоставляются, а где-то и сходятся. Главным персонажам приходится превозмогать суровые условия холода и голода, в то же время пустота и одиночество пейзажа навевает на мысль о таком же одиночестве идущих. Однако им вдвоём тепло и хорошо, когда как вокруг тоскливо и холодно. Таким образом, при помощи этих образных приёмов художнику удаётся передать отношения между двумя людьми и их отношение к окружающей действительности.