Козиков Анатолий Илларионович

25.03.1931, дер. Боровики Смоленского района – 9.12.1986, Смоленск,

художник, член Союза художников СССР (1965 г.).

Окончил Рижское архитектурно-художественное училище (1951 г.), Елецкое художественное училище (1956 г.).

Участник выставки "Советская Россия" (1957 г.) и молодых художников, посвященной Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

С 1946 года А. Козиков живет в Смоленске, где оканчивает ремесленное училище по специальности полиграфиста. В 1948 г. поступает в Рижское художественно-архитектурное училище, которое оканчивает в 1951 г. В 1953 г. поступает в Елецкое художественное училище, где окончательно формируются профессиональные взгляды будущего художника.
Попав в класс Виктора Семеновича Сорокина, замечательного художника-пейзажиста, ученика С. Герасимова, Анатолий познает премудрости изобразительной грамоты, где особое место занимали проблемы колорита. Защита диплома состоялась в 1956 г. картиной «1905 год» с оценкой отлично.

Выставочная деятельность художника начинается с 1955 г. в Смоленске. Являясь неизменным участником всех областных выставок, А. Козаков экспонировал свои произведения на республиканских и зональных выставках.
С 1965 г. А. Козиков является членом Союза художников СССР.

На данной выставке представлены далеко не все произведения художника. Многие работы находятся в Домах культуры колхозов и совхозов, в музеях и фондах Министерства культуры. Но и из тех работ, что представлены на выставке, можно сделать вывод об интересах художника, его мировоззрении и тех тенденциях в его творчестве, которые занимают живописца.

Жаль, что мы не видим на этой выставке замечательного произведения - «Пейзаж с сороками», написанный художником в 1970 г. В нем отразилась вся любовь к родной природе. Решенный в серебристых сближенных тонах, небольшой по размеру пейзаж, может украсить любую экспозицию музея живописи.

Не менее привлекателен пейзаж «Свирская церковь» 1970 г., решенный в коричнево-серых тонах, густой по тону, пейзаж привлекал всеобщее внимание на московской выставке 1971 г. Ощущение древней смоленской земли с ее новью убедительно переданы художником.
К числу лучших работ А. Козакова можно отнести: «Осенний день» 1965 г., «Вечер в Будунах» 1969 г., «Зима. Вязовенька» 1969 г., «Березы» 1970 г., «Порога» 1970 г., «Натюрморт с луком» 1969 г. и другие.
Трудно говорить о живописи, ее надо видеть и предоставим зрителю эту возможность — сделать свое личное суждение о той стороне художника, которая называется результатом его поиска, его переживаний и профессионального мастерства. Автору этих строк хотелось бы еще сказать несколько слов о других качествах А. Козакова. Мне часто приходится работать рядом с ним, выезжать в деревни для сбора материала к картинам. Отличительной чертой Анатолия является необыкновенная скромность в суждении о своих работах. Он всегда не доволен тем результатом, которого достигает. Его постоянно мучает сознание, что он не все вложил в свое произведение, что ощущает, глядя на натуру. И это иногда ведет к бесконечному переделыванию того, что было уже сделано и иногда сделано прекрасно. Глядя на него в процессе работы, видишь как он истязает себя поиском наилучшего сочетания цветовых отношений и композиционной убедительности.

Не только большая колористическая одаренность, но и титанический труд присущь А. Козикову. Прежде чем начать очередной пейзаж, он долго и многократно высматривает его в натуре. Он может часами бродить в одиночестве, набираясь впечатлений от окружающей природы. Выбрав определенный мотив, долго всматривается в него, отыскивая ему одному понятные цветовые отношения.

А. Козиков очень любит музыку. Играет на струнных инструментах. И эта любовь проявляется в его работах. В них всегда слышна мелодия, тихая и задушевная. Художник не любит бравурности и резких цветовых контрастов. В его работах нет крика. Это, как правило, неторопливый рассказ об увиденном в натуре. Рассказ, переданный цветом, иногда сдержанным, но, как правило, сложным с тончайшими валерами. Поэтому смотреть работу художника лучше вблизи, тогда раскрывается все богатство его палитры.

Это увлечение тончайшими вариациями цвета без учета контрастности больших цветовых отношений в какой-то степени является слабой стороной изобразительного языка художника. Но уже в последних работах художник начинает преодолевать свое чрезмерное увлечение сближенным цветом. Это связано с переходом художника иногда к большим размерам работ, где контрастность больших отношений неизбежна, чтобы картина не утеряла своей пластической выразительности.

Анатолий Козиков находится в поре своей творческой зрелости и можно ждать от него интересных, искренних, и волнующих произведений, которые украсят наши выставки

Основная тема творчества – пейзаж Смоленщины, писал портреты и натюрморты, жанровые композиции. С 1974 г. ежегодно работал в Слободе (пос. Пржевальское Демидовского района). К. – участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок, автор трех персональных выставок.