Сковородко Олег Александрович

Родился 5 октября 1948 года в д. Осьё, Витебской области, Беларусь.

Сковородко Олег АлександровичВ 1972 году окончил Витебский педагогический институт, художественно-графический факультет.С 1986 года член союза художников СССР.

Работает в жанре пейзаж, натюрморт, тематические картины. Участник международных, республиканских, областных выставок. Персональные выставки проходили в 1988г. и 1993 г. во Дворце искусств г. Минске, в 2008 г. в Национальном художественном музее Республики Беларусь, а также в гг. Витебске, Полоцке, Новополоцке, Могилёве, Бобруйске, Пскове, Новогрудке, Смоленске, в Германии. Работы находятся в коллекциях Министерства культуры Республики Беларусь, Союза художников Республики Беларусь, Национального художественного музея Республики Беларусь, музея современного искусства г. Минска. Картины Сковородко О.А. хранятся в музеях Смоленска,, Пскова, Вологды, Могилёва, Витебска, Полоцка, Гродно, Рязани, Щетина (Польша), Франкфурта на Одере (Германия). Участник 19 международных, республиканских и областных выставок.

Персональные выставки: г. Минск-Дворец искусств, Могилёв, Бобруйск, Псков, Новгород, Смоленск.

Учавствовал в выставках белорусских художников за рубежом: Англия, Франция, Эстония, Литва, Германия.

Принял участие в международных пленерах:
Шагаловский пленер г.Витебск
Пленер посвящённый Ф.Скорины г. Минск
Пленер <Мещерские дали> г. Косимов, Россия
Пленер <Одер-панорама> г. Франкфурт на Одре, Германия.

Работы приобретены: Национальный художественный музей Белоруссии Музей современного искусства г. Минск.

Художественными музеями: Смоленска, Могилёва, Гродно, Витебск, Полоцк.
Живёт и работает в г. Витебске.

Витебский живописец Олег Сковородко - уверенный и энергичный мастер с собственным творческим почерком и взглядом на мир, работы которого отмечены буйством сочных красок, напряженной и формально построенной композици¬ей, живой связью с природой. Возле его полотен не перестаешь согреваться. В них есть теплота и искренность, внимание к извечным проблемам человеческого существования. Художник исследует жизнь вокруг себя: рисует деревни с архаическими деревянными домами, имеющими традиционные простые формы; огромные тотемные деревья, над которыми расстилаются белые скатерти-облака; панорамные пейзажи, окрашенные нежными цветовыми сочетаниями; натюрморты с классическими атрибутами вещественного мира, среди которых цветы, овощи, фрукты, зелень, керамика... Его работы отличает фактурность, материальность, формальная стилизация, образный символизм. Олег Сковородко не жалеет звучных аккордов, отрицает серость, спокойствие, вялость. Но не преувеличивает контрастность цветовых сочетаний, смягчает напряжение полутонами, тенями. При этом уверенно и смело обобщает форму. Не приспосабливается к вкусам покупателей и тре-бованиям рынка. Главным для него всегда было и остается стремление выразить любовь к близким ему людям и родному краю.
Художник живет в постоянном диалоге со временем и с самим собой, он одновременно открыт миру и замкнут в себе. Его работы нельзя воспринимать прямолинейно. В станковых картинах Олег Сковородко выстраивает сложные пространственные композиции, монументальные по звучанию, обобщенно-декоративные по пластическому решению. В них отражена жизненная философия автора, в которой основное место занимают вопросы сиюминутного и вечного, земного и небесного, прошедшего и сегодняшнего. В его полотнах нет бытописания, но есть бытие, есть лица людей, которые живут в духовном согласии с собой. Это мир возвышенный, он оторван от частного и незначительного. В работах Олега Сковородко чувствуется дыхание XX, уже и XXI столетий. Стержневая система его искусства сложная, но в творчестве нет герметизма - передачи скрытой сущности вещей, доступной пониманию только просвещенных зрителей, не чувствуется даже стремления к нему. «Все, что не имеет традиции, становится плагиатом», - писал философ Эвхения д'Орс-и-Равира. Высказывание это особенно важно в отношении современного искусства. В последние десятилетия агрессивные полчища созданых искусством образов стали чуть ли не плотней и активней реальной природы. Действительно, ничего полностью свободного от традиций сегодня создать невозможно - все остальное становится прямым заимствованием и самообманом. «Узнав правила, достигаешь успеха в изменениях», - говорил китайский живописец Шитао.

Творчество Олега Сковородко - особенное явление в белорусском искусстве. В его работах удачно соединяются наработки разных художественных школ, классических и авангардных, ощущается влияние модерна, импрессионизма, переложенных на почву белорусской действительности. Образная система произведений художника построе¬на на чувственном и эмоциональном восприятии. Его живописные работы наполнены сложными ассоциациями, они не воспринимаются однозначно. Еще студентом художественно-графического факультета Витебского педагогического инсти¬тута он рисовал деревенское раздолье, это роман-тическое царство с отличительной смысловой и цветовой поэтикой, условной композиционной ор-ганизацией пространства полотна. Однако позже, например в картине «Осенние свечки», обычная идиллическая, на первый взгляд, сценка с козой, пасущейся на лугу около деревенской женщины в платке, к которой льнет с другой стороны граци-озная косуля, воспринимается рассуждениями о магических символах, связывающих рождение и смерть человека.
Живописные полотна художника свидетель-ствуют о встрече с интересным творцом, имеющим свой выразительный стиль, пластику изобрази-тельного языка - эмоциональную, экспрессивную. Образы его работ кажутся таинственными и зага-дочными, и тут не имеет значения выбранный авто-ром жанр: художник с увлечением пишет женские образы, цветы в вазах, деревенские дома, пейзажи, где господствует не только природа, а перевопло-щенная в волнах цвета и гармонии сущность са¬мого автора. Интересуют художника и городские виды. Но он не занимается проблемами городской жизни, так как считает ее слишком прагматичной и не стоящей своего внимания. Он рисует старые улочки и памятники витебской старины, и себя за мольбертом на старой площади...
Притягательность работ Олега Сковородко - в их балансировании между точностью формы, сю¬жета и абстрагированностью раскрытия этой фор¬мы. Что, кажется, может быть более конкретным, чем портрет? Художник схватывает сущность че¬ловека, но не передает ее классически. Он идет от эмоционального впечатления, от образа, который должен волновать, настраивать на размышления. Женщина, рассуждает художник, - это мгновение красоты, и это мгновение надо заметить и запе-чатлеть хотя бы на полотне. Отсюда - нереально вытянутые, словно движущиеся, женские фигуры, длинные лебединые шеи, маленькие головки, подчеркнутые обнаженные женские формы. Но в женских образах Олега Сковородко нет открытой эротичности. Это могло бы грубо разорвать тон-чайший флёр поэтического очарования, который придает каждой героине загадочность и притяга-тельность.

Впечатляют его натюрморты с предметами деревенского быта, простые и неподдельно-искренние, наполненные ощущением реального бытия. Но с особым чувством упоительной радости пишет Олег Сковородко пейзажи. Деревенские, с крутыми бес-конечными холмами и озерами, которые помнит с детства. Городские, где улицы залиты загадочным светом фонарей, что лишает их будничности и из-лишней урбанизации. Пейзажи художника при-тягательные, необычные. Они написаны словно с натуры, но в то же время наполнены собственными фантазиями и впечатлениями. Мастер переносит увиденное на холст, отсекая все лишнее, вто-ростепенное, временное. У людей исчезают лица, потом исчезают сами люди. Здания теряют окна, но приобретают отражения, вместо традиционного пестрого неба - глухо закрашенная плоскость, а деревья становятся похожими на тени. Если рисует знакомый ландшафт, кажется, намеренно стремится избегать те приметы, по которым зритель мог бы узнать конкретное место. В пейзажах для автора главным становится не содержание, а настроение. Олег Сковородко - не пленерный художник. Он пишет свои картины согласно внутренним представлениям о вещах и людях.

В последние годы живописец отошел от конкретности отдельной темы и сюжета, от локальнос¬ти образного языка. В работах Олега Сковородко господствует свободная стихия цвета. Его картины - своеобразные сложные «цветовые фантазии», где в необычных структурных соединениях прочитываются свежие пластические идеи. Художник оживляет природу, стремится построить композицию через одухотворенную пластику цветовых соединений, через гармонию и диссонанс холодных и теплых оттенков. Его картины не назовешь «симфониями», скорее к ним подходит обозначение «джазовые импровизации».

«Амальгама» - абстрактная, конструктивистская и вместе с тем глубоко пластичная, эстетично выверенная живописная работа с многозначной и органично связанной драматургией компози¬ции. Картину можно сравнить с музыкальным произведением, которое по своей сущности тоже абстрактное. Созерцание работы легко создает иллюзию «видеослушания», так как в процесс восприятия включается и наш внутренний музыкальный слух. Зрительные образы вызывают несложные, но созвучные музыке ассоциации, и ни-какой другой аккомпанемент не нужен.
Явно, что сам художник относится к станковой картине как к сложному визуальному объекту. Олег Сковородко использует такие композиционные приемы, ритм, свет, пространство, смоделированное светом и тенью, благодаря которым наиболее выразительно проявляется пластика предметов. Отзвуки мощного «сезановского» отображения жизни ощущаются в таинственной глубине его картин. При всей декоративности колористика первоосновы полотна, особенно в решении фона, имеет ту суровую плотность, мощ¬ный «гул» тяжелых красновато-бордовых, зелено-вато-охристых оттенков, которые обычно составляют «сезановскую» гамму. Именно эта общность коренной системы живописи Олега Сковородко с принципиальными кодами трансъевропейской художественной культуры дает ощущение соприкосновения его творчества к мировым процессам. Стилистика некоторых произведений вызывает ассоциации с произведениями символистов. Однако и тут устойчивая картинная плоскость делает его живописные фантазии самостоятельной ценностью, независимым художественным мик¬ромиром, который существует по собственным художественным законам.

Испытываешь особое удовольствие, когда разглядываешь фактуру работ художника. Обычно под фактурой понимают такое состояние поверхности картины, в котором она предстает нашему глазу и чувству. Сегодня это понятие намного шире - это некоторый «шум», который создает¬ся красками и воспринимается нашим сознанием. Полотна витебского мастера в большой степени располагают к этому: осязаешь золотые зерна по-лотна, хрустящие белила, шорохи серого цвета, бархатную глубину черного, хриплые охры и не-ожиданно чистый, чуть холодноватый красный звук. Большие плоскости пронизаны линиями кисти, временами поверхность почти вскипает, но никогда не дробится.

С течением времени хроматизм работ художника становится все сильней, он строит колористические решения на резких, даже рискованных соединениях мощных, готовых для взрыва цветовых пятнах, часто использует локальные плоскости. Очертания этих плоскостей точно выверены и привносят в работу мощный, сконцентрированный и даже торжественный ритм. Художник ставит перед собой сложные колористические задачи. Его работы даже в репродукциях выглядят вели-чественными - это свидетельство монументально¬го, масштабного композиционного мышления.

Картины Олега Сковородко безусловно принадлежат к тем произведениям, что устанавливают новыя масштабы в белорусском искусстве. Они создают особенный микрокосмос художника, способны достучаться до чувств и души даже не-подготовленного зрителя.
Наталья Шарангович,искусствовед.

      У известного белорусского художника из Витебска Олега Сковородко хорошо узнаваемая, подчеркнуто индивидуальная манера живописи. Его стиль легко читается в своеобразно организующей пространство монумен­тальности, идущей из народных глубин декоративности и в то же время -в романтической поэтичности, во всплесках колористических фантазий, осмотрительно сдерживаемых глубинным пониманием гармонии цвета. Произведения художника наполнены напряженными пластическими транс­формациями, отличаются точной, определенной личностным мироощуще­нием и мировосприятием, художественной проекцией визуальных образов. Экспрессивная, когда каждое прикосновение кисти к холсту наполнено энергией душевного порыва, и в то же время очерченная рамками художе­ственного вкуса и тематических пристрастий, живопись Олега Сковородко обрела многочисленных поклонников, как в Беларуси, так и за рубежом. Михаил Цыбулъский,  кандидат искусствоведения.

 

     Олег Сковородко родился 5 октября 1948 года в деревне Осьё Лепельского района Витебской области. Живописи учил­ся на художественно-графическом факультете Витебского госу­дарственного педагогического институга у известных белорус­ских мастеров Л. Дягилева, Ф.Гумена и А. Некрасова.

В Союзе художников с 1986 года. Работает в разных жанрах живописи маслом. Участник многих областных, республиканских и международных выставок изобразительного искусства, в том числе в Англии, Германии, Латвии, Польше, России, Франции, Эстонии.

Персональные выставки художника состоялись в Витебске (1976 - 2013), Минске (1988, 1993, 1998, 2008, 2013), Могилеве (2002), Бобруйске (2003), Пскове (2004), Смоленске (2005), Нинбурге (Германия) (2006), Полоцке (2007), Гродно (2013), Санкт-Петербурге (2011).

Олег Сковородко был участником ряда республиканских и международных пленэров, в ряду которых - пленэры на Коль­ском полуострове (1976) и Байкале (1979), Первый международный пленэр живописи (1987, Гродно), пленэр, посвященный 500-летию Ф.Скорины (1994, Минск), Первый международный Шагаловский пленэр (1994, Витебск), международный пленэр «PANODERAMA» (2003, Франкфурт-на-Одере, Германия), международный пленэр, посвященный С. Есенину (2004, Касимов, Россия), республиканский пленэр, посвященный Василю Быкову (2004, Бычки), республиканский пленэр, посвященный В. Короткевичу (2005, Орша), республиканский пленэр, посвященный народному поэту Беларуси Рыгору Бородулину (2006, Бычки), пленэр, посвященный И. Хруцкому (2006, Браслав), международный пленэр «7 белых ночей» (Вологда, Россия), Международный пленэр живописи (2013, Литва), IX международный пленэр «Полет мысли» (2015, Резекне, Латвия).

Произведения художника находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Витебском художественном музее, Полоцком историко-культурном заповеднике, Могилевском художественном музее имени П. Маслеиикова, картинной галерее имени Г.Ващенки (Гомель), Лепельском краеведческом музее, Смоленском историко-культурном заповеднике, частных коллекциях и галереях Рес­публики Беларусь, России, Израи­ля, Германии, Франции, Голландии, Англии, Польши, Турции, Индии и других странах.

Vitebsk painter Oleg Skovorodko is the confident and vigorous master with own hallmark and a sight at the world, which works are noted by violence of the juicy colours strained and formally constructed by a composition, live communication with the nature. Near its cloths you do not cease to be warmed. In them there is a warmth and sincerity, attention to immemorial problems of human existence. The artist investigates a life round itself: draws villages with the archaic wooden houses, different by big simple forms; huge totem trees over which white cloths-clouds are spread; the panoramic landscapes painted by gentle colour combinations; still-lifes with classical attributes of the material world - colours, vegetables, fruit, greens, ceramics... His works are distinguished by capacious, by materiality, formal stylisation, figurative symbolism. The artist does not feel sorry for sonorous chords, denies calmness, slackness. But he does not exaggerate contrast of colour combinations, softens pressure with semitones, shades. Thus confidently and safely he generalises the form. The artist does not adapt to tastes of buyers and market requirements. The main thing for him always was and remains aspiration to state love to relatives to it to people and a native land.
The artist lives in constant dialogue in due course and with itself, it is simultaneously open to the world and is closed in itself. His works cannot be perceived rectilinearly. In easel pictures Oleg Skovorodko builds difficult spatial compositions, monumental on sounding, common-decorative under the plastic decision. In them the vital philosophy of the author in which the basic place is occupied with questions momentary and eternal, terrestrial and heavenly, past and today's is reflected. In his cloths there are no chronicles, but there is a life, there are persons of people who live in the spiritual consent with itself. It is the higher world, it is torn off from private and insignificant. In Oleg Skovorodko's cloths breath XX, already and XXI is felt centuries. The rod system of his art is difficult, but in creativity germetism is not present (it here is impossible by definition), is not felt even aspirations to it.
«Everything that has no tradition, becomes plagiarism», - philosopher Evhenija D'ors-and-ravira wrote. The statement is especially important concerning the modern art. Last decades aggressive the horde of images made by art is not become more dense and active almost than the real nature. And it is valid, anything completely released from traditions today it is impossible to create - all the rest remains only direct loan and self-deception. «Having learnt rules, you achieve success in changes», - the Chinese painter Shi-Tao spoke.
Creation of Oleg Skovorodko is the especial phenomenon in the Belarus art. In his works successfully incorporate many operating time of different art schools, classical and vanguard, influence a modernist style, vibrating dabs of impressionists, but shifted on soil of the Belarus environment is felt. The figurative system of products of the artist is constructed on sensual and emotional perception. His pictorial works are filled by difficult associations, they are not perceived unequivocally. Still the student of art-graphic faculty of Vitebsk teacher training college he drew rural expanse, this romantic kingdom with distinctive semantic and colour poetics, the conditional composite organization of space of a cloth. However in a picture «Autumn candles» usual at first sight the rural sketch with a goat grazed on a meadow about the rather heavy woman in a scarf to whom clings on the other hand graceful animal, is perceived by reasonings on the magic actions connecting a birth and death of the person.
Large picturesque cloths of the artist testify to a meeting with the interesting creator having the expressive style, a plastic arts of graphic language -emotional, expressional. Images of his works seem mysterious and mysterious, and here has no value the genre chosen by the author: the artist excitedly draws female images, flowers in vases, rural houses, landscapes where the nature, and reembodied in waves of colour and harmony essence of the author dominates at all. The artist is interested in city kinds. But he is not interested in problems of a city life as considers its too pragmatic and not standing the attention. He draws old small streets and monuments of Vitebsk in old time, and behind an easel on the old area. Oleg Skovorodko is allocated with skill to embody not only a plastic image of the past, but also to find signs of that creative power which changes the fallen asleep signs of momentary existence of things.
Attractiveness of works of Oleg Skovorodko is placed in their balancing between accuracy of the form, a plot and abstract disclosings of this form. What, apparently, there can be more concrete, than a portrait? The artist seizes essence of the person, but does not transfer it classically. He goes from emotional impression, of an image which should excite, adjust on reflexions. The woman, the artist argues, this instant of beauty, and this instant it is necessary to notice and embody at least on a cloth. There are unreal extended, as if moving female figures, long swan necks, the small heads, the underlined bared female forms from here. But in female images of Oleg Skovorodko is not present opened of erotic. It could break off roughly a crape poetic beauty which gives to each heroine mysteriousness and attractiveness.
Impress his still-lifes with subjects of a rural life, simple and genuinely-sincere, filled with sensation real being. But with special feeling of delightful pleasure Oleg Skovorodko draws landscapes. Rural, with abrupt infinite hills which he remembers since the childhood. City where streets are filled in by mysterious light of lanterns that deprives of their dullness and a superfluous urbanization. Landscapes of the artist are attractive, unusual. They are written as if from nature, but during too time are filled by own imaginations and impressions. The artist transfers which he seen on a canvas, cutting all superfluous, minor, time. At people persons, then people disappear. Buildings lose windows, but get reflexions, instead of the traditional motley sky - a deaf plane, and trees become similar to shades. If he draws a familiar landscape, he, apparently, specially aspires to avoid all signs on which the spectator could learn a concrete place. In landscapes for the author maintenance is not the main, and mood becomes the main thing. Oleg Skovorodko is not natural artist. He draws the pictures agrees internal to representations about things and people.
Last years the painter has deviated from concreteness of a separate subject and a plot, from locality of a figurative language. In Oleg Skovorodko's works the free elements of colour dominate. His pictures are original difficult «colour imaginations» where in unusual structural connections fresh plastic ideas are read. The artist recovers the nature, aspires to construct a composition through a plasticity of colour. His pictures will not name «symphonies», is faster to them the designation «jazz improvisations» approaches.
«Amalgam» is an abstract, constructivist and at the same time deeply plastic, aesthetically verified pictorial work with the multiple-valued and organically connected dramatic art of a composition. The picture can be compared to a piece of music, which on the essence the abstract. Canvas contemplation creates «video hearing» illusion as perception process joins also our internal ear for music. Visions cause simple, but conformable to association music, and any another accompaniment is not necessary.
It is obviously that the artist concerns an easel picture as to difficult visual object. Oleg Skovorodko uses such composition methods, a rhythm, light, the space simulated by light and a shade thanks to which the plasticity of subjects is most expressively shown. Echoes powerful «sezan» life displays are felt in mysterious depth of his pictures. At all colour decorative effect colour of the cloth fundamental principles, especially in the background decision, has that severe density, powerful «rumble» heavy red-claret green-brawn shades which usually make «sezan» scale. This generality of radical system of painting of Oleg Skovorodko with basic codes of the Transeuropean art culture is given by sensation of contact of his creativity to world processes. The stylistics of some products cause associations with products of symbolists. However and here the steady picture plane does his picturesque imaginations by the independent value, an independent art microcosm which exists under own art laws.
You feel special pleasure when you examine an impressive surface of works of Oleg Skovorodko. Usually as the invoice understand such condition of a surface in which it appears to our eye and feeling. Today this concept is some «noise» which is created by paints much more widely and is perceived by our consciousness. Cloths of the Vitebsk master in the big degree have to it: you perceive gold grains of the cloth, crackling whitewash, velvet depth black, hoarse brawn colour and unexpectedly pure, hardly coldish red colour. The big plats are penetrated by brush lines, sometimes a surface almost boils, but is never split up.
With a time chromatism of works of the artist all becomes stronger than time, he builds coloristic decisions of a cloth on sharp, even risky connections powerful, colour stains ready for explosion, often uses local planes. Outlines of thise planes are precisely verified and introduce in work powerful, concentrated and even a solemn rhythm. The artist puts before itself difficult coloristic problems. His works even in reproductions look majestic is a certificate of monumental, scale composite thinking.
Oleg Skovorodko's pictures certainly belong to those products that establish new scales in the Belarus art. They create an especial microcosm of the artist, capable to reach feelings and soul even the unprepared spectator.
Natalia Sharangovich,

вернуться обратно