/Бренды/
Royal Vienna /Роял Вена/
art-picture.ru
арт площадка / живопись / серебро / предметы искусства

Royal Vienna /Роял Вена/

Royal Vienna /Роял Вена/

Фарфоровая фабрика

Основание фабрики -1717 г.

Ликвидация фабрики -1869 г.

В1717 г. в Вене появилась вторая в Европе (после Мейсена) фабрика фарфора, которая уже скоро обладала всеми мейсенскими секретами производства, так тщательно скрываемыми. Не помогло содержание Бётгера как узника в замке Аль- брехтсбург в Мейсене - нашлись такие работники фабрики, которые подсмотрели тайны производства и продали их богатым покровителям. Инициатором создания фабрики был Клаудиус Инносенциус Дю Пакье, голландец по происхождению, находившийся на службе австрийского императора Карла VI. Вначале он экспериментировал сам, стараясь открыть способ получения фарфора, но эти пробы не дали результата. В1717 г. ему удалось переманить в Вену несколько рабочих с Майсенской фабрики, среди которых были Кристоф Хунгер и Самуэль Штельцл. Но эти рабочие были разочарованы скромными финансовыми условиями, которые им предложил Дю Пакье, и вскоре покинули Вену, не открыв полностью того, что им было известно. Вначале в работе Венской фабрики принимал участие художник Иоганн Грегор Герольд, который, впрочем, уже в 1720 г. переехал в Мейсен, где получил славу и признание. Однако Дю Пакье, талантливый химик, сумел самостоятельно довести до конца начатое дело и полностью овладел трудными секретами производства фарфора.

Первый период работы Венской фабрики приходится на 1717-1744 гг. и называется по фамилии основателя «периодом Дю Пакье». Самым старым из известных изделий Венской фабрики, а также предположительно самым первым продуктом, является белая чашечка для питья шоколада с блюдцем, помеченная 3 мая 1719 г. Следующее датированное изделие относится к 1721 г. - это ваза, расписанная голубыми цветочками, с ручками в виде верблюжьих голов. Изделия 1925 г. представляют большую редкость, так как лишь позднее производство венского фарфора стало массовым. Изделия первых лет имели желтосерый цвет и значительно больший, чем в Мейсене, вес, стенки были толстые и непрозрачные. Правда, качество венских изделий постепенно возрастало, но все же не равнялось мейсенскому. В то время форму для изделий брали с сосудов, сделанных из серебра. Пластический декор ограничивался на больших предметах посуды моделированием боковых ручек, ножек и фигурок на крышках, чаще всего в виде животных. Герольд ввел в роспись китайские и японские мотивы (стиль Имари), которые использовались до начала тридцатых годов. После 1730 г. в декорировании стал преобладать стиль барокко с характерными ленточным орнаментом и решетчатым узором. Тематикой украшения были местные цветы, мифологические сцены или амурчики (putti). Кроме подглазурного синего, главными цветами были красный, зеленый, синий, желтый и черный. Позолоту накладывали умеренно. После короткого периода деятельность Герольда росписью ведали Данховер и Гельхис. В 1730-1736 гг. с фабрикой также сотрудничал талантливый вроцлавский художник Игнаций Боттенгрубер. Помимо посуды фабрика выпускала фарфоровые элементы декора для мебели и интерьеров. К лучшим работам Вены в тот период относятся оборудование будуара, которое заказал для своего дворца граф Дубский. Несмотря на получаемую помощь со стороны государства, фабрика все время переживала финансовые трудности. Для того чтобы спасти ее от полного краха, Дю Пакье продал все предприятия государству в 1744 г.

Начался второй период, охватывающий 1744-1784 гг. Покровительство государства надолго уменьшило материальные трудности, преследовавшие фабрику Большие запасы изделий, накопившихся на складах фабрики в последний период, были проданы как лотерейные призы по заниженным ценам. Важным событием стало открытие в Венгрии залежей каолиновой глины гораздо более высокого качества, чем завозимая дотоле из Пассау в Баварии. Это позволило фабрике не зависеть от поставок заграничного сырья, а также настолько улучшить качество фарфоровой массы, что она сравнялась с майсенской. Кроме того, чрезвычайно выгодным оказалось привлечение в 1747 г. в качестве руководителя художественной мастерской преподавателя Венской академии Иоганна Иозефа Нидермайера, который сразу же создал отдел скульптуры, не существовавший раньше на фабрике. Нидермайер не только сам разрабатывал множество моделей, но также привлек к работе многих своих коллег, скульпторов из академии. Появились расписанные и глазурованные фигурки, которые, правда, не были такими шедеврами, как мейсенские работы Кендлера, но все же обладали высоким художественным уровнем. Кроме популярных в те времена девичьих фигур, часто трактованных символически (например, как времена года), и любовных сцен, типичных для рококо, Нидермайер ввел в скульптуру также жанровую тематику. В целой серии фигурок он изобразил характерные венские типы: кельнершу с подносом в руках, цветочницу, продавщиц разных товаров (рыбы, клубники и т. д.), кухарку и торговца вразнос. Значительным произведением фабрики стала большая группа фигурок, выполненная в 1766 г. по заказу двора. Они изображали помолвку эрцгерцогини Марии Кристины с герцогом Альбертом в присутствии императрицы Марии Терезии. Другая многофигурная композиция тех лет представляет поклонение пастухов в Вифлееме. Прекрасно выполненными были также женские фигурки, из которых наиболее декоративна элегантная дама с павлином. В 1777 г. фабрика открыла два фабричных магазина на территории Польши - во Львове и Бердичеве. С мыслью о польских потребителях была создана небольшая группа фигурок, названная польской семьей. К сожалению, она ничем, кроме названия, не похожа - ни по духу, ни по тщательности в изображении костюмов - на тех польских шляхтичей, которых изображал Кендлер. Кроме фигурок, которые были новинкой в тогдашнем ассортименте, Венская фабрика улучшила роспись выпускаемых больших столовых сервизов и небольших наборов для кофе, чая и шоколада. Во второй период преобладало легкое и декоративное рококо, вытесняя господствующее прежде тяжеловатое барокко. Художниками в стиле модного рококо были Готфрид Клингер, Иоганн Сигизмунд Фишер и Филипп Эрнст Шиндлер, творец сцен в духе Ватто, охотничьих и конных мотивов. Несмотря на все усилия, фабрика не приносила дохода, и в 1783 г. было решено отдать ее в аренду или продать. Но, невзирая на сносные условия, не нашлось ни покупателей, ни арендаторов, и тогда император Иозеф II приказал далее содержать фабрику при условии улучшения руководства. Император сделал удачный выбор, поручив в 1784 г. директорство барону Конраду Зоргенталю, который до этого управлял большой ткацкой фабрикой в Линце.

Период Зоргенталя (1784-1805) был самым удачным в истории этой фабрики. Зоргенталь, заботясь о техническом качестве, сконцентрировал главные усилия на декорировании изделий. Из работавших на фабрике пятисот человек сто тридцать трудились в художественных мастерских. К выдающимся художникам, которые работали в то время на фабрике, относятся Иозеф Ляйтнер и Георг Перль. Некоторые темы были взяты с настенных росписей в только что открытых тогда Помпеях и Геркулануме, репродуцируемых в целой серии гравюр на меди. Другим источником были ватиканские фрески Рафаэля. Часто также копировали в миниатюрах картины из императорской галереи. Богатству тематики соответствовала палитра красок. По примеру Севра, посуду покрывали цветными эмалями, шкалу которых Ляйтнер значительно расширил. Один из открытых им оттенков носит название «лазурь Ляйтнера» (Leithnerblau). Изобретением этого художника является переливчатая эмаль, похожая на отполированную медь. Другой из упоминавшихся художников - Перль был специалистом по золочению. В декорировании венских изделий золочение играло очень важную роль. Перль не удовлетворялся гладким золочением больших поверхностей (например, внутри чашек), он также делал рельефную позолоту и гравирование на золоте узоров при помощи агатовых шлифовальных напильников. Были упреки, что поверхность изделий этого периода чересчур плотно покрыта золотом и цветными эмалями, и поэтому пропадает очень важный эффект от контраста белизны фарфорового фона и цвета декора. Особенно богато украшались небольшие кофейные наборы: на одну персону, так называемый солитер, и на две - тет-а-тет. После Нидермайера модельными мастерскими стал руководить работавший в Вене еще с 1778 г. талантливый скульптор Антонио Грасси. Фигурки, сделанные в его время, вначале глазуровались, а потом, по примеру Севра, их делали бисквитными. Классические скульптуры, смоделированные Грасси или под его руководством, принесли Вене европейскую славу. К самым известным из них относятся композиции «Суд Париса», «Сцена в мастерской художника», «Придворная сцена целования руки дамы», Грасси, «Похищение Европы» Дангля, а также прекрасная символичная композиция «Трагедия». Грасси также сделал статую императора Иозефа II по проекту Фюгера. Среди других скульпторов выделялись ученики Грасси - Иоганн Шаллер и Элиас Хюттер, создатели серии бюстов философов, поэтов, а также членов царствующей семьи. В начале XIX в. в декорировку венских изделий вошел стиль ампир. Смерть Зоргенталя в 1805 г. замыкает этот прекраснейший период Венской мануфактуры.

Четвертый период, - с 1805-1825 гг., характерен медленным, но постепенным снижением художественного уровня изделий. Руководить фабрикой стал Матиас Нидермайер, сын известного со второго периода Иоганна Иозефа Нидермайера. Его заслугой было сохранение фабрики во время Наполеоновских войн. Последним крупным произведением фабрики была выполненная в 1815 г. серия больших ваз, которые во время Венского конгресса подарил коронованным гостям австрийский император.

В 1862 г. австрийский парламент принял решение о ликвидации фабрики из-за ее долголетней убыточности. Это решение утвердил в 1866 г. император Франц Иосиф I. Окончательная ликвидация произошла в 1869 г. 

Венская фабрика ставила вместе с фабричными клеймами дату производства: в период с 1790 по 1800 г. это были две последние цифры года (например, 92 означает 1792), а после 1800 - три цифры (например, 803 означает 1803 и т. п.).

 

 

АУГАРТЕН

Основание фабрики - 1992 г.

О силе любви венцев к ликвидированной фабрике и неослабевающем спросе на ее изделия свидетельствовало появление на рубеже XIX-XX вв. множества мелких керамических мастерских, которые производили фарфор на манер «Старой Вены» или делали фальшивки под нее.

В 1922 г. возникло предприятие, целью которого было возобновление работы давней Венской мануфактуры. Эта фабрика, находящаяся в замке Ау- гартен, делает копии старых фигурок и чашек с блюдцами по оригинальным узорам и формам, сохранившимся в модельной мастерской. Другим видом изделий являются фигурки, сделанные по проектам современных скульпторов, а также современные сервизы.

М. Б. ГРОССБАУМ

 

М. Б. Гроссбаум около 1889 г. вырабатывал фарфор по образцу Венской фабрики периода Конрада Зоргенталя.

ФИЛИПП АЙГНЕР

Около 1900 г. Ф. Айгнер делал в маленькой мастерской столовый фарфор,

украшенный модными в то время мотивами в стиле сецессион.