
Что может рассказать фарфоровый всадник?
Вы когда-нибудь задерживали взгляд на фарфоровой фигурке, стоящей за стеклом музейной витрины?
Не красивой безделушке, а именно скульптуре — с хрупкой динамикой, с историей в взгляде коня, с мельчайшими деталями мундира, в которых отражается целая эпоха. Как будто бы кто-то, зная, что времена меняются, решил сохранить их дыхание в обожженной белой глине.
Немногие знают, что за кулисами Императорского фарфорового завода, прославленного на весь мир пышностью и точностью, разыгрывались не только творческие опыты, но и подлинные драмы психологии, государственности и искусства. После этой истории вы не сможете смотреть на фарфоровую миниатюру, как прежде. Вы увидите не просто коллекционный «экспонат», а ключ к диалогу между прошлым и будущим, между мечтой художника и идеологией Империи.

Первый акт — Жемчужина на линии фронта: Барон Рауш фон Траубенберг и игра в малую пластику
Париж, 1907 год. Загадочный молодой человек, высокий, всегда вежливый, с тонкими военными усами, впервые выставляет свои работы на Осеннем салоне. Это — Карл Карлович Рауш фон Траубенберг, потомственный военный, бунтарь от фарфора, мечтатель, ученик Ашбе и И. Грабаря. Он растет в Баварии, учится лепить под музыку в мастерской Хильдебранда. За его плечами — Европа с её бронзой, мрамором, витринами в дыму сигарет, великие города и их нескончаемый ритм поиска собственного художественного слова.
Только идёт 1908 год, и Петербург втягивает барона в свой холодный северный вихрь.

Лист № 89 из каталога продаж Нимфенбургской фарфоровой мануфактуры 1912 г.
Здесь, на Императорском фарфоровом заводе, открываются двери и... обороты давления. Завод — мир с двумя лицами: одно — академическая муза отечественного традиционализма, другое — позеленевший от зависти сосед, наблюдающий, как молодые художники пытаются вдохнуть в фарфор «новое дыхание». Именно Рауш фон Траубенберг приносит сюда европейский ветер, но его путь с самого начала не похож на тихое шествие по мраморной лестнице.

«Императрица Елизавета Петровна на коне». Модель И.Кендлера (J.J. Kaendler). 1743 2. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Без марки. Высота — 23,5 см. Dresden, Staatliche Kunstsammlungen, Porzellansammburg.
Фарфоровая мануфактура — строгая казённая дама. Её ассортимент — отражение воли императорского двора; любая работа строго регламентирована, а заказ канцелярским пером отсекает все, что смело и слишком живо. И всё же постепенно в этой царской утопии появляются новые лица, идеи, направления. Об этом прямолинейно писал Николай Рерих, охая в своих заметках: среди талантливых ремесленников нет настоящих поэтов фарфора — тех, кто способен превратить глиняную массу в отражение настоящего...

Офицеры лейб-гвардии Конного полка 1796—1801 г.г. 4 и 5 эскадронов
Только вдумайтесь: Императорский фарфоровый завод был не просто промышленной махиной — он создавал символы: от национального героизма до банальных салфеток для императриц. И одним из первых, кто смог перекроить эту систему, стал Рауш фон Траубенберг. Для завода, жаждущего пропагандистской мощи и новой художественной крови, барон — идеальный компромисс. С одной стороны, статус, родословная, военный дух; с другой — молодой европейский взгляд, неискушённая дерзость в подходе к композиции и стилистике.
Впрочем, любое новшество с трудом укореняется в среде, где каждый мазок должен получить высочайшее одобрение, а каждый оттенок фарфорового белого — пройти не менее строгий взгляд, чем новый полк у Петра III.

Отдельный оттиск Аполлона, 1913
Скультура «Офицер лейб-ивардии Коннон полка царствования императора Павла I»
Отдельный оттиск Аполлона. 1913, СПб.
Второй акт — Всадники на чём-то большем: «История Русской Гвардии» как зеркало страны
Перед вами — не просто румяной офицер на дорогой лошади.\nЭто — идеологема: фигура военнослужащего, воплощающая масштаб и великолепие Империи. В начале XX века Императорский фарфоровый завод, когда-то любимая игрушка двора, оказывается в эпицентре этической бури: с одной стороны — грандиозная серия «Народности России» (почти театр национальных характеров в миниатюре), с другой — патетические батальные сцены, где, как на киноплёнке, оживают эпохи.

Скульптура «Конногвардеец вермен императора Александра I»
И тут появляется Рауш фон Траубенберг со своей «Историей Русской Гвардии». Гвардия — элита, напоказ, система ценностей. Над созданием целой серии миниатюр художник работает с почти маниакальным рвением: переписывается с военными историками, листает многотомники по униформе, корректирует эскизы в антикварных альбомах, вникает в породу каждой лошади, чтобы она была не просто «подставкой», а самостоятельным характером, актером персональной трагедии. Здесь важна каждая складка мундира, свечащаяся в матовой синеве фарфора; каждое движение — будто запечатлённый нерв ушедшего столетия.

Особенность этих скульптур — почти физическая ощутимость эпохи через материал. Если прислушаться, у фарфорового офицера времен Елизаветы Петровны хрустальный звон лат притягивает к себе дух XVIII века, а андалузская лошадь воссоздана чуть ли не с анатомической точностью. Барон черпает вдохновение из каталогов мюнхенской мануфактуры, альбомов по истории военного костюма, и даже личных семейных легенд (его дядя переводил «Историю конницы» на русский). Его работа — не иллюстрация, а тонкая история психологии: как менялось общество, армия и даже образ героя.

Параллель с современностью: сегодня бренды, герои поп-культуры и даже блогеры копируют образы элиты, выстраивают целые бизнесы на «символике успеха». Тогда этот код был закодирован в фарфоровых статуэтках; вся элита Петербурга хотела свой символ, свою миниатюру обретённой вечности. Не кажется ли это схожим с тем, как мы коллекционируем «сторис» и пуш-уведомления?

Третий акт — По ком звонит фарфор? Копыта, которые звучат во времени
Фарфор — материал нельзя не почувствовать, не потрогать, не влюбиться без остатка. Здесь нет места полумерам: Рауш описывает андалузскую лошадь с одержимостью лучшего анималиста XIX века, скрупулёзно следит, чтобы у каждого всадника был подобран не просто «реквизит», а индивидуальный всадничий портрет. Линяя между искусством и наукой исчезает. Могли бы вы поверить, что в мастерской барона всерьёз спорили за форму ушей у гусарского скакуна, или что каждый офицер изображён на строгой породе — потому что в имперском войске не допустили бы «иностранной» масти?

Скульптуру фарфора критики после называли «живой» — против раскрашенных манекенов, пестрых, но холодных. В этих статуэтках есть движение, нерв, оттенок индивидуальной судьбы... Это не просто «малое искусство», заявляет эпоха, потому что стёртой грани между «домашней статуэткой» и культурным кодом больше нет. Они создавались как идеологические товарищи, но пережили свою эпоху и не стали безликими артефактами. «Можно только радоваться появлению художника, столь деятельно способствующего возрождению и у нас прелестной отрасли художественного производства — художественного фарфора», — напишет искусствовед Ростиславов.

Между прочим, до сих пор даже в главных музеях страны приходится доказывать ценность этих работ; удивительно — шедевры, сделанные на стыке физики, психологии и государственной воли, зачастую остаются «вторым рядом». Но разве не происходит того же и с «малым» в нашей культуре? Попробуйте вспомнить, каким коротким бывает путь настоящей страсти к забвению, если за ней не стоят хроника, музей или хотя бы хороший рассказчик...

Четвертый акт — Тайна царской охоты: сквозь фарфоровый лес
В начале XX века русский архаизм и ретроспективизм становятся не просто модой, а языком новых смыслов. Фарфоровая «Царская охота» — не только историческая реконструкция: это искусствоведческий флешбек, акт культурного шаманизма. Барон увлекается реконструкцией «охотничьих сцен» XVIII века, вдохновляясь картинами Серова, охотничьими опусами Врангеля и многотомниками Кутепова. Фигурки в настольном украшении — не просто миниатюры: это сцена, в которой застыли азарт, роскошь, нерв парадного быта и психологическая игра. Фарфор не знает покоя — даже знаменитая Анна Иоанновна на коне не просто копия старинного портрета, но воплощение целой эстетики в одной позе.

Фигура высклятника в сопровождении трех собак. Фрагмент. скульптурной композиции «Императрица Анна Иоанновна на охоте». Источних воспроизведения: Ростиславов A. Фарфоробый завод и скульлтуры бар. Рауша ф. Траубенберга// Отдельный оттиск. Аполлона. 1913, СПб.
В композиции — избыточная театральность: волк, окружённый борзыми, выжлятник с охотничьей валторной, арапчонок-паж в изящном костюме... Даже охотник с рогатиной звучит, будто острое \"бодило\" времени. Это театр в фарфоре, где каждый участник — самодостаточный характер. Мы смотрим на них — и ловим себя на ассоциациях: современная pop-эстетика, стремление к «косплею» историчности, которое пытается нащупать собственный корень среди осколков памяти.


Обратите внимание, как мастер воспроизводит пластик животных: не просто шерсть, зубы, усы — а тот особый взгляд, который сначала кажется «пустым», а через минуту оживает, будто это отголосок живого зверя. Это особая магия «импрессиониста от скульптуры» — Паоло Трубецкого, у которого Рауш, как и целое поколение, учился видеть движение через материал.

Фрагмент скульптурной композиции травля волка

Скульптура «Левретка», Конец 1820-х — 1830-е завод и скульптуры бар. Рауша ф. Траубенберга// Бисквит, позолота, цировка; основание — смальта. Государственный Эрмитаж

Где прошлое становится настоящим: К чему призывает забытый шедевр
Сотрудничество с Императорским фарфоровым заводом стало для Рауша фон Траубенберга не только этапом славы, но и вечным экспериментом: фарфор стал лабораторией гибридных смыслов, где малое давно спорит с большим, а история становится твоей личной игрушкой — ключом от дверей в прошлое.
Сегодня, когда миниатюры прошлого легко списывают во «второстепенное», хочется напомнить: именно такие «малые» вещи отражают большую историю. Монументальность, которую искали в фарфоре Рауша, никогда не была «памятником», но всегда — диалогом с теми, кто смотрит и может заставить себя вглядеться в детали.
И если в следующий раз случайно увидите жесткую армию «гвардейцев» за музейным стеклом или ансамбль «царской охоты» — задержитесь на миг.
Подумайте: не превращается ли ваш собственный день, ваши ежедневные ритуалы, связи и страсти — сие маленькое и хрупкое — в большой рассказ о времени?
Что, если в каждой фарфоровой статуэтке скрыта настоящая драма — только ждать, пока кто-то сумеет её рассказать?
...
А какое произведение искусства когда-либо заставило вас остановиться и задуматься?