Как один француз и долги сменили керамическое лицо России

Как один француз и долги сменили керамическое лицо России

Вы когда-нибудь задумывались, почему на старинной российской посуде встречаются футуристические сюжеты, английская строгость или цвета голландской радуги?

Что стояло за привычной тарелкой с голубоватым отливом — простой кухонной утварью или отпечатком культурной революции?

Керамика — на первый взгляд, тиха и скромна. Но это лишь прикрытая занавесь. За ней — сплетённые судьбы, игры статуса, ослепляющие технологические новинки, эхо европейской моды и, главное, пульс России XIX века. Немногие знают, что фаянсовая посуда подмосковного Архангельского — тайный кристалл на теле большой страны, пересекающий французский темперамент, русский талант и призрачный английский шик.

Предметы из "Столового сервиза с колокольчиками" 1829-1835 г.г

Подсвечнит, два чайника и чашка с блюдцем с надпичью "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА" 1827 - 18 29 г.г


Откроем этот витиеватый артефакт

Приготовьтесь удивляться: сегодня вы увидите фаянс как карту человеческих страстей и культурных кодов. После этого путешествия взгляд даже на самую простую чашку уже не будет прежним.

Французская искра на русской земле: Август Ламбер и керамика как страсть

Представьте себе начало XIX века. Запах расплавленного металла, глиняная пыль, яркие французские реплики — всё это плетётся в один странный сон посреди русских снегов. В Архангельском, богатой подмосковной усадьбе князя Юсупова, где звучит музыка и шепчутся о судьбах Европы, вдруг начинает работать маленькая фаянсовая фабрика. Её вдохновитель — француз Август Филипп Ламбер, по профессии художник и живописец с легендарного Севрского завода.

Тарелка. Фаянсовый завод в Архангельском 1820-е г.г
Молочник. Фаянсовый завод в Архангельском 1820-е г.г
Мискас крышкой. Фаянсовый завод в Архангельском 1820-е г.г

Поначалу здесь пытались творить фарфор, но долги, неудачи и вечный российский вопрос — где достать лучшие глины? — быстро сменили фокус на менее прихотливый, но столь же манящий фаянс.

Ламбер был не только мастером, но и визионером. В нем было то, что французы называют "l’esprit aventureux": он умел разжечь интерес вокруг керамики, видеть в ней мировой мост. Он убеждённо взялся за дело: организовал закупку гжельской глины, построил горны, наладил цепочку мастеров, выписывал лучшие техники из Европы, экспериментировал с декором — до тех пор, пока не запутался в долгах настолько, что стал героем собственного бизнес-романа. Его взгляд был прикован к Англии: он хотел, чтобы русская посуда не уступала знаменитым изделиям из Стаффордшира.

Фаянс тогда считался материалом более демократичным и "податливым", чем фарфор. В отличие от фарфора для парадных дамских сборищ, фаянс был реальным спутником бурной, живой жизни: его покупала и знать, и крепостные. Заказчики шли и оттуда, и отсюда, ассортимент зависел от прихотей капитала и череды эпох. В тенях у печи, под стуком затейливых станков, крепостные и свободные мастера рождали фаянсовые формы, пытаясь стереть границы между русским и европейским.

Предметы из столового "Сервиза с колокольчиками" 1829-1835 г.г

История Ламбера — это история борьбы за стиль, качество и собственное лицо русской керамики. Его путь был тернист — сначала попытка создать фабрику фарфора, потом фаянсовое перерождение, долги, товарищества, пасьянсы из немецких и французских моделей, смерть и переход дела в руки вдовы и новых компаньонов. В каждой чашке и супнице — отпечаток этой человеческой драмы: решимость, провал и заново расставленные акценты.

Переход к секретному знанию. Почему всё это важно?

Вглядываясь в судьбу архангельского фаянса, можно увидеть точку пересечения не только людей, но и эпох: России, стремящейся вырваться из-под английского керамического влияния, Европы — с её вставанием на цыпочки вокруг моды, и уникального русского потенциала. Здесь фаянс — не просто утварь. Это социальный эксперимент, попытка преодолеть провинциальность через эстетику.

Терин (супница) из столовою «Сервиза с колокольчиками». 1829—1835
Марка в виде оттиска «LAMBERT» в тесте, которой маркированы предметы столового «Сербиза с колокольчиками» и тарелки с портретом герцогини Курляндской. 1827— 1835 г.г.
Терин. Фаянс. Англия. Завод Веджвуда.

Отголоски этой борьбы видны и сегодня. Современный дизайн интерьера обожает перепридумывать прошлое: кофейни в стиле "Франция XIX века", роскошные сервизы с якобы аутентичным блеском. Мода на "ручную работу", на смеси традиций, на кросс-культурные рецепты — почти всё это спрятано в далёкой архангельской мастерской.

“Архангельская ферма” и сакральная география фаянса

Отправимся вглубь заводских стен — туда, где прошлое осязаемо. Сохранились ли частицы того, что лепили и красили мастера под руководством Ламбера?

Декоративная скульптура и миска с крышкой (компотница? ) с надписью «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА». 1827—1829 г.г.

Да, остались не только обломки, но и целые сервизы, целые визуальные повести.

Главная гордость завода — знаменитый "Сервиз с колокольчиками" (точнее — с плодами лотоса, но кто считает!), фаянс тонкой работы, каким когда-то гордились только в Англии. Здесь торжественные супницы с ручками-волютами, миски с крышками, украшенные скульптурно вылепленным грушевым плодом, молочники толстого, пористого черепка, имитирующие майолику Германии и Франции... Всё это разнообразие по стилю вроде бы хаотичное, но эстетически выверенное и целостное.

Украшения английских, голландских, французских, даже китайских фабрик — здесь не просто копируются, но интерпретируются. Всякому узору — свой русский смысл. Тарелки с зелёно-коричневой поливой напоминали о британской моде на имитации \"панциря черепахи\", чашки с надписью "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА" — об идее локальной маркировки, горшки и солонки — о ручном мастерстве на тонкой грани с наивом.

Тарелка с портретом Е.Б.Бирон, герцогини Курляндской урожденной княжны Юсуповой. 1827 - 1835 г.г По гравюре Я.Хоубракена, 1775 г.

Вот парадокс: в этом, казалось бы, "космополитичном" искусстве за фаянсовой чашкой скрывался русский дух. Даже если форму украли из каталога английской королевы, а декор заимствовали у дельфтских мастеров, сам факт существования фаянса в русской усадьбе был уже революцией против зависимости. Каждый новый предмет — это маленький триумф над внешней модой.

Тонкая стенка, изящно заломленная ручка, полихромный бордюр, ставшая узнаваемой надпись — всё это говорят: "Да, Россия тоже умеет!"

Дельфтский фаянс второй половины XVIII в. Рейксмузеум. Амстердам.

История сервиза с надписью "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА" — это сплетение маркировки, локализации и культурного самоуважения. В каждой мелочи есть прививка стиля, попытка объяснить, что у русских мастеров будет свой парадный стол, своя гордость — не хуже европейской.

Современный взгляд: мы называем это авторским стилем, локальным продуктом, малой партией. Но когда видим старую чашку из Архангельского — удивляемся: мода на марочные вещи, на микростудии, на индивидуальные тиражи и коллаборации, оказывается, началась здесь, сто с лишним лет назад.

За зеркалом: символы, надписи и настоящая психология искусства

Поговорим о психологии восприятия. Почему нам так нравится фаянс? Почему старинная тарелка, украшенная неоправданно сложным бордюром и непрактичной надписью, способна вызвать у нас восторг?

Здесь важно всё: и правильный оттенок массы, и чуть просвечивающая глазурь, и высвечивающаяся латиница — "LAMBERT", "ROMARINO", "АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА".

Тарелки с надписью «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА», 1827— 1829 г.г

Что в этом особенного?

Человек из XIX века, как и мы сегодня, ищет подлинности в мелочах. Именно в штрихах узнают истинного автора, настоящую работу; именно по печати определяют не только технику, но и честность керамиста. Мечта о серьёзном мастерстве всегда идет рука об руку с жаждой экспериментировать.

Сосуды дя сахарной пудры с надписью АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА. 1827 —1829 г.г. Их форма повторяет однотипные изделия руанского фаянса конца XVII в. из Музея декоративно искусства Парика Паштетница с крышкой в виде голубя и голубки. На обороте надпись «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА», 1827—1829 г.г

В марках и символах Архангельского завода прячутся и подражания (черты дельфтской школы, мистические буквы и цифры, прямое цитирование европейских мастерских), и протест — буквальная надпись на русском как знак настоящей самостоятельности, сертификации своих достижений. Вот вам и разрыв между копией и самодостаточностью.

Символизм в деталях: каждая ручка супницы повторяет спор между трудоёмкой красотой и новой собранностью, каждый рельефный цветок — это знак стремления жить красиво, но по-русски. Фаянсовая посуда перестаёт быть утилитарной и становится носителем статуса, символом героической борьбы за независимое искусство. Игра культурных кодов только делает это увлекательнее.

Замысловатые подглазурные орнаменты и подчеркнутая барочность — это не только дань западной моде, но и, смотря из XXI века, первая версия \"культурной айдентики\": быть в тренде, но не терять себя. Мастера Ламбера умели создавать вещь, которую хочется сохранить на память, как фотографию эпохи.

Cocyд, или блюдо для устриц, две масленки ¢ крышками в вuдe горлицы в гнезде и солонка с надписью “АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА». 1827—1829 г.г

Тайна исчезновения и возрождение интереса

Производство Ламбера было небольшим и, казалось бы, незаметным для огромной России. Изделий осталось немного — многое ушло вместе с временем, погублено, разошлось по коллекциям, потеряло маркировку… После смерти Ламбера заводом занимались другие, появились новые имена, и лишь часть вещей была подписана по-русски, часть — латиницей, а большую часть теперь легко спутать с западноевропейским фаянсом. Сказка часто заканчивается там, где надписи стираются.

Чашка с блюдцем из сервиза «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА». 1827— 1829 г.г.

Но, как это всегда бывает с настоящим искусством, возрождение — вопрос времени. Ценность архангельского фаянса сегодня измеряется не только редкостью. Он стал символом культурного синтеза, истории ремесла, в которой нет проигравших: есть только эволюция вкуса. Парижские кафе заказывают посуду ручной работы в России, уличные художники используют цветовые схемы старых сервизов, дизайнеры ищут новые айдентики, вдохновляясь орнаментами прошлых эпох.

Оборотная сторона солонки с надписью «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА» и маркой, имитирующей марку мастера дельфтской мануфактуры «Двe лодки». 1827— 1829 г.г.

Что нам делать с этим знанием?

Попробуйте в следующий раз, за столом или в старинном магазине, подержать что-то выполненное человеческой рукой, пусть даже грубое. Прислушайтесь к его истории: вдруг это не просто посуда, а зашифрованное послание эпохи дерзаний, лишений и великих встреч.

Декороативная ваза и вазы для тюльпанов с надписью «АРХАНГЕЛЬСКАЯ ФЕРМА», 1827—1829 г.г

За лёгким блеском фаянса — целый континент страстей, перемен и культурных открытий. Кто-то искал подлинную Англию в русской чашке, кто-то пытался превзойти европейский шик, кто-то просто выживал — и тем самым творил неповторимую вещь. История фаянса Юсупова-Ламбера — это история переплетения, поиска и дерзкой надежды сделать свою жизнь чуть красивее, а страну — чуть более самостоятельной.

Что за история скрывается в вашей любимой чашке?

Могли бы вы продолжить цепочку вдохновения, начатую двести лет назад в пыльной мастерской Архангельского?

Аукцион искусства и старины art-picture.ru предоставляет возможность покупки

приобрести представленны лоты по теме "Как один француз и долги сменили керамическое лицо России"

Ещё статьи
Императорский фарфор и затерянные шедевры барона Рауша: между бунтом эпох и тайной всадника на дымке

Императорский фарфор и затерянные шедевры барона Рауша
Что может рассказать фарфоровый всадник?Вы когда-нибудь задерживали взгляд…

Сервиз, который хотел стать судьбой: тайна фарфорового Олимпа Наполеона и почему Россия до сих пор хранит этот миф

Тайна фарфорового Олимпа Наполеона
Замочная скважина в другой мирЗадумывались ли вы когда-нибудь о предмете, …

Фарфоровая судьба: Когда банальность становится искусством

Фарфоровая судьба: Когда банальность становится искусством
Длительное время этот скульптор трудился на посту главного модельмейстер…

Каким бывает фарфор

Каким бывает фарфор
Фарфоровая посуда и другие предметы из фарфора в течение веков служили сим…

Фарфоровые статуэтки

Фарфоровые статуэтки
Фарфоровые статуэтки - это красивые и изысканные предметы декора, которые …

Мейсенский фарфор

Мейсенский фарфор
Мейсен - это немецкий город, известный своей продукцией из фарфора. Мейсен…

Тарелки KPM (Königliche Porzellan-Manufaktur) из Германии

Тарелки KPM (Königliche Porzellan-Manufaktur) из Германии
KPM (Königliche Porzellan-Manufaktur) - это старейшая в Германии фарфоро…

Статуэтки фабрики Bing & Grondahl

Статуэтки фабрики Bing & Grondahl
Фабрика Bing & Grondahl была основана в 1853 году в Копенгагене, Дания…