Royal Worcester /Роял Вустер/

Фарфоровая фабрика

Royal Worcester /Роял Вустер/

Основание фабрики - 1751 г.

Фабрику в Вустере основал в 1751 г. врач Джон Уолл вместе с аптекарем Вильямом Дэвисом. Начало ее деятельности отчасти связано с более ранней небольшой фабрикой фарфора, которая появилась в Бристоле в 1750 г. Ведь именно в Бристоле был изобретен новый способ выработки мягкого фарфора, основанный на добавлении к массе минерала стеатита, что повышало его технические качества главным образом прочность. Новый фарфор нашел широкое применение в изготовлении столовых и декоративных изделий, которые стали основным продуктом Бристоля. Изделия Бристоля делались по китайским образцам, имитировались их формы и декорирование растительными мотивами.

Джон Уолл оценил прибыль, которую приносило производство нового фарфора, и в 1752 г. купил фабрику в Бристоле для компании в Вустере. В Вустер перевезли из Бристоля оборудование и формы, а также приняли на

работу часть специалистов-керамиков, знающих новую технологию производства фарфоровой массы. Поэтому изделия Вустера первое время были такими же, как в Бристоле. Вначале у фарфора был серо-желтоватый оттенок, пробивающийся через тонкий слой глазури. Но его технические характеристики были близки к качествам настоящего твердого фарфора. Изделия из Вустера нашли широкий круг покупателей, и фабрика стала быстро развиваться.

Первый этап деятельности (длившийся от основания фабрики до 1783 г.), называемый периодом Уолла, считается самым успешным. Правда, Джон Уолл умер еще в 1773 г., но фабрикой стал руководить его компаньон - Дэвис, который сохранял такую же программу. В Вустере выпускали главным образом столовый фарфор. Форма изделий, особенно кувшинов, сливочников, соусников и блюд, заимствовалась у серебряной посуды эпохи рококо. Преобладало одноцветное подглазурное декорирование в китайском стиле, главным образом в синих тонах. Но использовался и многоцветный декор. Тут главными мотивами были экзотические птицы, насекомые, цветочные композиции, аллегорические фигуры и т. д. Из художников, работавших в Вустере, нам известно имя Джеймса Роджерса - автора двух сохранившихся кувшинов с фигурой женщины, символизирующей Великобританию, и с гербом города Вустера. В период Уолла в производство было введено украшение изделий с помощью техники гравирования на меди. Это была монохромная декорировка в разных оттенках красного, а также в черном и темно-синем цвете. Изобретателем этого способа, вскоре перенятого на других английских фабриках, а потом на континенте, был график Роберт Хэнкок (1730-1817). Кроме него гравюры на меди для Вустера готовили и другие художники: например, Ричард Холдшин и Джеймс Росс.

В 1783 г., после смерти Дэвиса, фабрику приобрели братья Джозеф и Джон Флайт. Вместо умершего в 1792 г. Джона Флайта в компанию вошел Мартин Барр. При фирме «Флайт и Барр» фабрика существовала до 1840 г.

На рубеже XVIII-XIX вв. в Вустере стало ощутимо влияние стиля французской фабрики в Севре. На посуде делали цветной фон, а модным цветом была лазурь. Некоторое время помимо посуды изготовляли и фигурки. Среди художников, работавших на фабрике с начала XIX в., выделялся Джеймс Плант.

В 1840 г. фабрика перешла в собственность Вальтера Чемберлена и Джона Лили. А с 1852 г. хозяином стала компания «Керр и Бинс». С тех пор фабрика стала называться «Королевская компания вустерского фарфора». Фабрика быстро разрасталась, прикупая другие производства, действовавшие в Вустере. По очереди присоединили: в 1840 г. - фабрику, основанную в 1783 г. Робертом Чемберленом, которая вначале была художественной мастерской, а потом - фабрикой фарфора; в 1889 г. - фабрику фарфора Грейнджера, основанную в 1801 г.; в 1905 г. - фарфоровые мастерские Хэдли, основанные в 1896 г.

Во второй половине XIX в. началась индустриализация методов производства, вследствие чего выросли его размеры. Во время Первой мировой войны на фабрике помимо столовой посуды вырабатывали лабораторный и технический фарфор, а с 1931 г. и огнеупорные изделия. В военный период фабрику в Вустере опять переключили на производство товаров для промышленности. Столовый фарфор стал составлять лишь небольшую часть продукции и предназначался только на экспорт. В настоящее время фабрика вернулась к традиционному производству высокосортных столовых сервизов, декоративных изделий и фигурок. Сейчас эта компания является единственной из английских фабрик фарфора, основанных в середине XVIII в., которая дожила до нынешнего времени.

Распознать клейма Роял Вустер по годам:

1867 – 67 или a

1868 – 68 или B

1869 – 69 или с

1870 – 70 или D

1871 – 71 или Е

1872 – 72 или G

1873 – 73 или H

1874 – 74 или I

1875 – 75 или K

1876 – 76 или L

1877 – 77 или М

1878 – Н

1879 – Р

1880 – R

1881 – S

1882 – Т

1883 – U

1884 – V

1885 – W

1886 – X

1887 – Y

1888 – Z

1889 – о

1890 – a

1892 – 1 точка слева от короны.

1893 – 1 точка с каждой стороны короны

1894 – 2 точки слева 1 справа

1895 – 2 точки слева 2 справа

1896 – 3 точки слева 2 справа

1897 – 3 точки слева 3 справа

1898 – 4 точки слева 3 справа

1899 – 4 точки слева 4 справа

1900 – 5 точек слева 4 справа

1901 – 5 точек слева 5 справа

1902 – 6 точек слева 5 справа

1903 – 6 точек слева 6 справа

1904 – плюс 1 точка под кругом

1905 – плюс 2 точки по окружности

1906 – плюс 3 точки по окружности

1907 – плюс 4 точки под кругом

1908 – плюс 5 точек под кругом

1909 – плюс 6 точек под кругом

1910 – плюс 7 точек по кругу

1911 – плюс 8 точек под кругом

1912 – плюс 9 точек под кругом

1913 – плюс 10 точек под кругом

1914 – плюс 11 точек под кругом

1915 – плюс 12 точек под кругом

Worcester Porcelains Англия  Клеймо период 'BARR' (Worcester, UK) - 1890ые
Клеймо корона с литерами ВВ (BB) , расположенными зеркально