Фарфор Weimar Porzellan.
Непростая история фарфоровой фабрики – множественный переход от одного владельца к другому, банкротства и забастовки, национализации и финансовые кризисы только подтверждают известную истину – настоящее искусство способно вынести все. Качество, проверенное временем и тяжелыми условиями немецкой истории, заставляет взглянуть на фарфоровые изделия Weimar Porzellan по-новому: увидеть в них двухсотлетний опыт обработки благородного материала.
Благородный и совершенный фарфор торговой марки Weimar Porzellan – действительно произведение искусства. Мастера, творившие на мануфактуре 200 лет назад, оставили богатейшее наследие – философию фарфорового дела. И многочисленная смена собственников предприятия не ослабила, а преумножила и донесла до наших дней истинное совершенство мастерства.
Основание фарфоровой мануфактуры К.А.Шпеком.
Рождение завода произошло в июне 1790 года - более двухсот лет назад К.А.Шпек, знаток керамики, основал и утвердил фарфоровое изготовление в местечке Бланкенхайн. Для этой цели он приобрел арсенал, где развернул производство для исключения пожара. А сырье – глинозем и кварцевый песок, содержащий шпат, доставлял из окрестностей. Рядом с озером фабрикант построил мельницу, в которой перемалывал и промывал исходное сырье.
Работа по изготовлению изделий из благородного материала закипела. Омрачала ее лишь политическая нестабильность и постоянная смена власти. И каждый раз руководитель договаривался с властями о том, чтобы сохранить свое детище и продолжить работу. Через семь лет после основания, лучшие предметы были выставлены в Лейпциге. Они очень понравились местной буржуазии, объемы резко возросли. Более полутора сотен человек работали на заводе, обеспечивая рынок посудой для людей среднего достатка и прихотливой буржуазии. Производственные цехи стали настолько мощным, что даже случившийся в первой четверти 19 века пожар, не смог их уничтожить. Реконструкция была выполнена в кратчайшие сроки, а объемы производимой продукции постоянно росли.
К сожалению, расцвет мануфактуры длился недолго и закончился вместе с кончиной ее первого владельца – Кристиана Андреаса Шпека в 1830 году. Множественная смена хозяинов, переход предприятия из одних рук в другие, банкротство и национализация, а также гражданская революция – вот что пришлось пережить мануфактуре в следующие 20 лет.
Модернизация цехов семьей Фазольт.
Только в середине 19 века семья Фазольт, купившая организацию, приняла решение о модернизации завода. Именно в этот период был введен особый фабричный символ – марка завода в виде ромбического щита. Собственники построили три новейших печи, в которых велся обжиг, приобрели паровую установку, приводящую в движение мельницу. Удачным стечением обстоятельств стало и строительство железнодорожной ветки, проходящей рядом с основными цехами. Все эти новшества дали мануфактуре огромные преимущества – при росте объемов, стоимость изделий уменьшалась благодаря механизации труда и недорогой транспортировке.
Первый экспорт продукции за рубеж.
Знаковым для мануфактуры был 1900 год. К товарному знаку, выполненному в виде щита, добавляется слово «GERMANY», что служило доказательством больших объемов экспорта за рубеж. Высочайшее качество начало быть востребованным за границей, налаживались партнерские отношения с влиятельной фарфоровой организацией Duxer. В результате обмена опытом, работниками, а также продуктами и новинками, руководители концерна добились стабильной взаимозаменяемости ресурсов. Предприятие росло и крепло, его философия развивалась, а мастерство работников воплощалось в великолепии шедевров из порцеланна.
Ударом для фабрики была нагрянувшая внезапно Первая мировая война. Экспорт резко прекратился, а работать стало практически некому – большинство работников ушли воевать. Лишь перед окончанием войны очередной владелец выкупает завод и пытается вдохнуть в него жизнь.
Эпоха Эрнста Карстенса.
Переименовав мануфактуру в «E. Carstens KG», снабдив торговую марку короной и венком, собственник начал новую эру. Новые договора на поставку сырья, топлива, персонал, рост инфляции – все это затрудняло восстановление производственных мощностей. Но опытный коммерсант из Гамбурга Эрнст Карстенс знал свое дело. Он обновил ассортимент, снизил цены, возродив эскпорт. Кроме этого, именно при владении Карстенса, была освоена техника веймарской росписи. Известная повсеместно, кобальтовая роспись белых черепков – высочайшее достижение фарфорового искусства. Превосходное сияние изделий из благородного материала, декорированных золотыми орнаментами – филигранное мастерство и уникальная техника. Именно это было нужно заводу, именно это требовал привередливый клиент. О мануфактуре узнали во многих странах – в Европе, США, на Ближнем Востоке.
20 век – новый виток развития фабрики.
К слову сказать, официальная регистрация торговой марки Weimar Porzellan произошла лишь в первой трети 20 века. Железное руководство Карстенса было довольно жестким – тяжелые условия для работников приводили к периодическим забастовкам. Но благодаря этому предприятие выдержало мировой экономический кризис – цены на товары снижались настолько, что директор просто не мог платить своим рабочим заработную плату. Однажды рабочие бастовали целых три месяца, требуя заработанных денег.
Национализация производства.
В середине 20 века местные власти приняли решение о национализации завода и создании современного, технологически современного и производительного предприятия. Как ни странно, но именно власти инвестировали в модернизацию огромные средства. Строения, оборудование, современный машины и цеха, появились здесь в 1960-х годах. Да, предприятие перестало быть самостоятельным – оно оказалось частью огромного концерна по созданию столовой посуды, ориентированного на восточные экспортные рынки. Естественно, в результате этого художественная и творческая составляющая значительно пострадала. Ориентированный на финансовую прибыль, завод делает ту продукцию, которую требует рынок.
Новая эпоха Weimar Porzellan.
Такая ситуация продолжается до 1990-х годов, пока управление организацией не поделили между собой три ведущих менеджера – финансист, рабочий и менеджер по продажам. Им принадлежал контрольный пакет акций, что давало право управления и руководством на предприятии. В начале 2007 года предприятием начинает управлять мастер в шестом поколении, Турпин Розенталь. Именно под его руководством на нем рождаются шедевры фарфорового искусства, которые мы имеем счастье оценить.