Завод Братьев Корниловых был онован в 1835г. На завод приглашались лучшие мастера с заводов Попова, Батенина, Гарднера, Императорского.
Большой вклад в развитие производства внесли общепризнанные мастера - французские керамисты. Одно время заказы рисунков для керамической живописи выполнял русский художник-иллюстратор Каразин Н.Н. На заводе Корниловых впервые в России был применен метод деколи для украшения фарфора. На одном сайте (продаж, поэтому не могу дать ссылку) увидела исчерпывающую информацию о заводе. Знатокам она ничего нового не расскажет, а вот новичкам будет интересна. В 1835 г. М.В.Корниловой на Выборгской стороне в деревне Полюстрово был основан фарфоровый завод. Местонахождение завода в Северном районе Петербурга (ныне Полюстровский проспект, дом 59), обещало хорошие перспективы в силу наличия поблизости необходимого сырья и рынков сбыта, удобным оно было и для транспортировки товаров. К управлению заводом М.В.Корнилова привлекла пятерых сыновей – Петра, Михаила, Ивана, Василия и Якова Саввиновичей.
С 1791 года, еще до основания завода, братья Саввин Васильевич (муж М.В. Корниловой) и Василий Васильевич Корниловы торговали привозным фарфором в магазинах столицы и провинциальных городов России.
Незаурядные организаторские способности М.В. Корниловой позволили всего за один год подготовить предприятие к выпуску продукции. До революции на заводе Корниловых выпускались различные изделия из фарфора. Со дня основания завода большое внимание уделялось техническому оснащению предприятия, внедрялись новейшие достижения науки и техники в области керамического производства. В то же время большое внимание уделялось художественной стороне изделий. На завод приглашались лучшие мастера с заводов Попова, Гарднера, Батенина, Императорского фарфорового завода. Большой вклад в развитие производства внесли общепризнанные европейские мастера – французские керамисты.
Лучшие художники своего времени выполняли эскизы для украшения корниловского фарфора. Сырье на предприятие поставлялось из Финляндии (кварц и полевой шпат), белая глина из Глухова Черниговской губернии и из Англии, капсельная глина – из Тихвина и Боровичей Новгородской губернии. Краски для росписи фарфора изготавливались на заводе и частично поставлялись из Франции. В середине XIX века завод братьев Корниловых входил в число четырех ведущих фарфоровых предприятий России наряду с Императорским фарфоровым заводом, заводами Гарднера и Попова. Ранний корниловский фарфор выполнялся в духе историзма с характерным для этого этого стиля использованием художественных форм и стилистических приемов, заимствованных из прошлых столетий, но переработанных и воплощенных в новых, оригинальных произведениях. Модные тенденции диктовались ИФЗ, а затем находили отражение в продукции частных российских заводов второй трети XIX века.
Во второй трети XIX века в условиях роста числа фарфоровых заведений в России завод братьев Корниловых был одним из лидеров отрасли наряду с заводами Гарднера и Попова. Фарфоровый завод братьев Корниловых был одним из лучших по техническому оснащению.
Техническую часть предприятия существенно усовершенствовал внедренный в России в 1885 году электромагнитный способ очистки массы. Новый способ позволил значительно повысить качество фарфорового черепка. Помимо фарфора, Корниловы пробовали работать и с другими видами керамики. Так, в середине XIX века предприниматели арендовали завод барона Л.Ф.Корфа в Шлиссельбургском уезде Санкт-Петербургской губернии. На этом предприятии вырабатывали относительно дешевый фаянс хорошего качества. Однако примерно через год Корниловы приостановили это начинание.
Редкие образцы корниловского фаянса - счастливая находка для коллекционеров.
С 1896 по 1898 год к заводу Корниловых был присоединен петербургский фарфоровый завод Бенуа, основанный в 1888 г. Продукция его специально не маркировалась. Изделия создавали скорее для души и они вряд ли приносили существенный доход. Фарфоровые безделушки - цветы, украшения и игрушки - были расcчитаны на современных модниц и их детей. Скульптура с 1850-х годов практически не изготовлялась вовсе. Вот почему корниловских фигур почти не сохранилось. На российской мануфактурной выставке 1849 года в С-Петербурге корниловский фарфор удостоился лестной характеристики: «Фарфор трех частных заводчиков гг. Гарднеров, Корнилова и Миклашевского, относительно массы, очень хороши.
Принимая в расчет не только подготовительную работу, труды лепщика, искусство живописца, но и цену вещей, должно отдать преимущество гг. Гарднерам. Фарфор гг.Корниловых нисколько не уступает фарфору их; он блестит и яркостию позолоты, и приятностию форм, и выбором и выполнением рисунков, но за то сравнительно дороже.» В начале 1850-х гг завод Корниловых выпустил серию предметов в русском стиле. Завод изготавливал церковную утварь, иконы, лампады, пасхальные яйца с миниатюрной и цветочной живописью. В 1839 году Михаил Корнилов на мануфактурной выставке в С-Петербурге, получил «за фарфор хорошего качества, чистой отделки, новейших фасонов» золотую медаль с надписью «за полезное» на Аннинской ленте. В 1841 году в Варшаве золотыми медалями были удостоены Петр и Иван Корниловы.* В 1843 году корниловский завод получил почетное звание «Поставщик Императорского двора» и право изображать на своем заводском клейме государственный герб «за значительное производство фарфора красивых форм, изящной живописи и хорошей позолоты».
Современники отмечали у братьев Корниловых «множество предметов роскоши, красивой формы по новой моде и украшенные весьма удачной живописью, в особенности две большие вазы обращали на себя всеобщее внимание превосходно изображенными на них цветами». Корниловский завод начал получать заказы от Императорского двора. Изделия, выполненные по Высочайшим заказам по своим художественным достоинствам и техническим характеристикам – белизне фарфоровой массы, прочности позолоты, яркости красок – не уступали аналогичной продукции ИФЗ. В основном на корниловском заводе выполнялись доделки вместо утраченных предметов к парадным дворцовым сервизам – Гурьевскому, Бабигонскому, Министерскому, Готическому, Банкетному с вензелем «А», Корбиевскому и другим. В 1861 г на Выставке русской мануфактурной промышленности корниловский завод представил часы, чайный сервиз «с родословной русских царей от Рюрика», несколько ваз с цветочной живописью, несколько столовых сервизов. Отзывы современников были менее восторженными и более критичными, чем в предыдущие годы: «Живопись недурна, но ничем не поражает особенно; вкус декоративной части, в вещах сложных, вообще нехорош». «Журнал мануфактур и торговли» тщательно проанализировал продукцию завода братьев Корниловых и также отметил при этом высокую стоимость: «Завод братьев Корниловых, с 1835 года существующий в С._Петербургской губернии, специально занимается ныне только выделкою фарфора; по крайней мере на выставку (1861) им не было доставлено образцов фаянса. В фарфоровых изделиях сего завода эксперты нашли массу по большей части чистою и белою, что служит доказательством тщательной подготовки материалов; глазурь чистою, но менее разливистою сравнительно с произведениями гарднеровского завода; вещи же более разнообразными. Выделка точеных вещей и простых формованных признана довольно тщательною; в формованных же орнаментных и в особенности в фигурах, по мнению экспертов, необходимы улучшения. Живопись цветочная и орнаментная признана удовлетворительной, но цены вообще слишком высоки.»
В 1861 году Кабинет Двора Е.И.В. вторично в присвоил Корниловым звание «поставщика» с условием: «…т.к. Корниловы с 1843 г. пользуются правом употребления государственного герба на своих изделиях, положено назначить им повторение сей награды в том предложении, что эти фабриканты, ведущие значительный торг в обеих столицах, приложат старание к улучшению своего производства». Очевидно, корниловский завод не сумел вовремя отреагировать на замечания 1861 года, и в 1870 году торговля завода братьев Корниловых с Высочайшим двором была прекращена под предлогом прекращения заказа доделок к вышедшим из употребления сервизам. Этому решению предшествовало причисление в 1865 году завода братьев Корниловых ко II разряду по итогам V Московской мануфактурной выставки. В соответствии с новой категорией марка стала синей, а не красной, как ранее. В 1867 году Корниловский завод принимал участие во Всемирной выставке в Париже. С середины XIX века предприятие вело торговлю в Персии, Дании, Болгарии, Франции, экспортировало фарфор в США и Канаду. В 1875 году Корниловы купили у только что закрывшегося завода Попова (1811-1875) разработанные на этом предприятии рецепты красок, цветовая палитра которых отличалась богатством ярких тонов. Этим приобретением на корниловской мануфактуре пользовались вплоть до конца её существования. В 1869 году, когда владельцем завода стал Михаил Саввинович Корнилов, завод был одним из крупнейших предприятий художественной промышленности в России. В 1886 году его наследники образовали «Товарищество братьев Корниловых» (официально существовало с 1893 г).
В 1870-1880-е гг значительно расширилась тематика декорирования корниловского фарфора, появились мотивы древнерусской и византийской орнаментики, сюжеты на темы русских сказок и сцены из русской народной жизни. Одним из технологических достижений Корниловых явилась разработка механических способов украшения фарфора. Некоторые из них впервые в России были внедрены именно на корниловском заводе. С 1881 года здесь стали широко использовать деколь. В конце XIX века Корниловы внедрили черно-белую фотопечать, или фотокерамику. Сухую механическую печать оживляло творчество привлеченных к работе известных художников - Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914), Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), Николая Николаевича Каразина (1842-1908) и Ивана Андреевича Галынбека (1855-1934). Завод выпускал кружки, тарелки и сервизы простой формы с печатными пейзажами и жанровыми мотивами - сценами рубки льда на Неве, деревенскими ландшафтами, крестьянами на пашне. Жанровые сцены художника-иллюстратора Н.Н.Каразина представляли собой изображения рыбаков, жниц, косарей, другие привычные для того времени сцены из народной жизни. С конца 1880-х годов эти "картинки" начали репродуцировать на фарфор. Чтобы изображения были более эффектными, их слегка прописывали вручную, подчеркивая борта тарелок золоченой каймой. На обороте таких изделий красной надглазурной краской ставилась факсимильная подпись художника: "Съ ориг. рисунка Н.Каразина", а также появлялось предупреждение: "Воспроизведенiе запрещается". Таким образом, предприятие, повышая художественную ценность своей продукции, стало первым, кто обеспечил защиту своих авторских прав. Серия тарелок с воспроизведенными на них рисунками И.Я.Билибина к русским народным сказкам, появившаяся в начале 1900-х годов, до сих пор вызывает живой интерес у коллекционеров. Разрабатывая дорогие показательные серии, Корниловы не забывали и о своих основных покупателях, не всегда готовых тратиться на декоративные вещи. В "народном духе" изготовляли и ординарные изделия, которые украшали незатейливыми орнаментами, заимствованными из древнерусского декоративно-прикладного искусства. Корниловские изделия можно было не только приобрести в магазинах, но и специально заказать. Два раза в год завод устраивал распродажи бракованной и третьесортной продукции и объявлял на неё скидки, заранее оповещая покупателей о том, что "вновь устроенъ отделъ дешевыхъ фарфор. сервизовъ".
Предприниматели реализовывали свою продукцию и "полуфабрикатом", продавая не расписанный глазурованный фарфор тем, кто занимался живописью по фарфору. В частности, "белье" покупала мастерская Теребенева и Семячкина, существовавшая в Петербурге в 1840-е годы. Участие в отечественных и международных выставках Корниловы рассматривали как неотъемлемый залог успеха. Награды предприятию приносили не только технические нововведения, но и художественные достоинства изделий. В конце XIX века завод братьев Корниловых, "который, по достоинству своихъ издълiй, вслъдъ за Императорскимъ должен быть во главъ всъхъ прочихъ русскихъ фарфоровыхъ заводовъ", по масштабу производства и качеству относительно недорогой для своего времени продукции был одним из лидеров среди частных российских предприятий. Как уже упоминалось, большая часть изделий завода братьев Корниловых была рассчитана на самые широкие слои населения. Однако корниловский фарфор пользовался спросом и у дворянства и у крупной буржуазии. Для предприятия Корниловых, как и для других частных заводов России, «художественным ориентиром» был прежде всего Императорский фарфоровый завод. К 1880-м годам изделия завода братьев Корниловых могли удовлетворить капризы даже самых придирчивых покупателей. Для наглядности воспроизведем часть архивного документа с перечислением корниловской продукции, выпускавшейся с 1885-го по 1912 год. Список, отражающий гастрономические пристрастия и бытовые потребности современников, интересен еще и тем, что демонстрирует некоторые уже вышедшие из употребления названия посудных форм. Это (орфография сохранена): "Сервизы. Подносы Тарелки: плоские, глубокие, десертные, пирожковые, с утолщенным краем, на высокой ножке. Блюда: круглые, овальные, рыбные, рыбные, для сига, для торта, для поднесения. Селедочницы. Чаши: суповые, с поддонами. Салатник: овальные, круглые, четырехугольные. Соусники: с крышками и без. Соустерины. Лотки: для икры, для икры, для закуски. Миски: болтницы. Кувшины: молочные. Ковш: для кипяч. молока. Доски: сырные. Сырницы: из трех штук. Маслянки: к яичным приборам. Яичники: на поддоне. Судки: для яиц. Блинницы: с водой. Хреновницы. Глинтвейники. Ложки: столовые, чайные и десертные, к хреновницам, к соустерам, для соли. Перечницы. Сковородки. Кастрюли: с крышкой. Чайники: чайные, кофейные. Подливочники. Ситечки: для чая. Сухарницы: овальные. Сливочники. Сухарницы. Стаканы. Кружки: прямые. Чашки: с блюдцами и без, чайные и кофейные, шоколадные на высокой ножке, бульонные, стопкой. Блюда: чайные, бульонные, для варенья, для овсянки, тазиком, дулькой, кубиком и ковшиком. Полоскательницы. Подсвечники: высокие и низкие. Банки: туалетные, для губной помады. Мыльницы: с сетками. Пепельницы. Спичечницы. Яйца: с подставками. Флаконы. Вазы: для цветов, ночные. Тазы: с отверстием. Кашпотники. Ящики: для сигар. Ковши. Ведра: с воронкой. Ручки: к дверям. Задвижки: оконные. Кольца: для занавесок. Ванны. Раковины. Биде". В первой половине 1910-х гг производство художественной продукции было значительно сокращено: предприятие ориентировалось на выпуск фарфоровых изоляторов, приносившее значительно больший доход. Предприниматели работали с большим размахом, моментально захватывая те сферы деятельности, где можно было выгодно "продвинуть" свою продукцию. В августе 1917 г корниловский завод был закрыт. Попытка возобновить производство и выпускать на заводе дешевую посуду и изоляторов не увенчалась успехом. Братья С.М. и Н.М.Корниловы вошли в штат сотрудников ГФЗ (бывшего ИФЗ). Бывший директор правления «Товарищества братьев Корниловых» С.М.Корнилов стал в 1919 году консультантом ГФЗ по вопросам экономического развития.
В январе 1919 года оборудование, белье и сырье с корниловского завода было перевезено на ГФЗ. Последний владелец мануфактуры - Николай Михайлович Корнилов (1850-1928) до 1927 года оставался главным инженером предприятия.
С 1921 г бывший завод братьев Корниловых получил название «Пролетарий», выпускал электротехнический фарфор. Во время блокады завод работал на нужды Ленинградского фронта. С 1989 года предприятие вошло в состав межотраслевого объединения "Энергомаш".
В период перестройки предприятие поменяло свое юридическое название, превратившись в АООТ "Корниловский фарфоровый завод". Восстановление прежнего имени ничего не дало для пришедшего в запустение дела. Завод был ликвидирован в 2003 году.