Мануфактура Даготи Dagoty

Фарфоровая фабрика

Мануфактура Даготи Dagoty

Мануфактура Даготи Dagoty (фарфор)

Эта мануфактура — одно из самых из­вестных в России парижских фарфоровых предприятий первой четверти XIX века. Фамилия Даготи объединяет трех братьев: Пьера-Луиса, Жана-Батиста Этьена и Ме­сидора. Самый известный из них —

Пьер-Луис (1771 —1840), сын художника-портрети­ста, служившего Марии-Антуанетте, и внук анатома Гутьера Даготи. Братья Даготи были учениками Дила и Герара на мануфактуре герцога Ангулемского, где они осваивали искусство изготовления фарфора. Кроме то­го, они занялись и торговлей. Будучи предпринимате­лями, братья Даготи попытались реализовать себя в производстве фарфора, обосновавшись в 1790 году в маленьком помещении на бульваре Пуассоньер. По этому адресу у Жана-Батиста Этьена Гутьера Даготи, художника по фарфору, были магазин и мастерская, где он занимался своим ремеслом со старшим братом Пьером. После смерти Жана-Батиста Пьер-Луис Даго­ти в 1804 году выкупил фабрику и магазин и быстро добился большого успеха. По производству «предпри­ятие Даготи в 1807 году стояло впереди всех париж­ских мануфактур. На нем было занято от 100 до 120 рабочих». Когда пришел успех, владелец решил расши­рить предприятие и купить настоящую фабрику. Вы­бор пал на мануфактуру Роже в Монпарнасе на рю де Шеврез, которая была приобретена около 1815 года.

Образец раннего периода деятельности мануфакту­ры Даготи — фарфоровый чайник в виде головы веп­ря, имитирующий изделия из бронзы. На рубеже XVIII—XIX веков в Западной Европе, и особенно во Франции, в эпоху Директории были популярны изде­лия художественной бронзы, в которых сочетались па­тинированные и золоченые детали, части композиции. Чайник следует датировать 1790—1800 годами, о чем свидетельствует марка — одна из ранних марок ману­фактуры. За время своего существования мануфактура Даготи несколько раз видоизменяла свою марку, ее на­чертание, цвет, что позволяет точнее датировать ее из­делия.

Для маркировки изделий фабрика Даготи сначала использовала обычную надпись в виде имени Даготи полностью: «P.L.Dagoty» или, еще чаще, — «Dagoty а Paris», нанесенную курсивом золотом или красным цветом, а также процарапанную в тесте или нанесен­ную черным цветом. В период деятельности товарищества Даготи—Оноре фарфоровые изделия маркировали отпечатанной по шаблону надписью красного цвета; «Manufre de Madame /Duchesse d ’Angouleme /P.L.Dagoty—Е.Нопоге». Такая марка есть,например, на сохранившихся тарелках с зеленой сеткой по борту.

После того как товарищество распалось, братья Оноре сохранили дом на бульваре Пуассоньер, а Даго­ти — на реке Сене, со складом на улице де ля Гранж Бательер, 2. К этому времени относится марка «P.L.Dagoty maintenant a Paris rue Grange Batielere, № 9». Такая марка стоит на пресс-папье в форме кни­ги. По мнению г-жи де Пленваль, она встречается ре­же, чем другие.

В начале XIX века считалось хорошим тоном при­обрести что-нибудь у Даготи для элегантного подарка или сувенира. «Прекрасные изделия из фарфора пред­лагают в качестве новогодних подарков или подарков к праздникам в магазине Даготи на бульваре Монмартр, — рассказывает один из современников... (опублико­ванное в 1813 году документальное свидетельство при­ведено в книге г-жи де Пленваль). — Здесь можно найти прекрасные столовые сервизы, которые сочета­ют в себе элегантность форм, красоту красок и отдел­ку в виде живописных картин, вазы для анемонов, эле­гантные письменные приборы, принадлежности для приготовления кофе, а также весьма совершенные приборы для проведения химических, физических и пневматических опытов». Следует отметить, что мно­гие парижские заводы изготавливали посуду для меди­цинских целей. Чаще всего использовали цилиндриче­скую форму, украшенную рельефом внизу и вверху, с вогнутой крышкой. Другая модель представляла полу­овал на ножке.

В январе 1816 года фабрики Даготи и Оноре объе­динились в одно мощное предприятие. Возникло това­рищество Даготи—Оноре, по договору, сроком на два­дцать лет. Однако просуществовало оно только до 1820 года (по некоторым другим источникам — до 1822). После его распада пути Даготи и Оноре разошлись, но случившееся не оказало сколько-нибудь заметного вли­яния на производство фарфора ни на той, ни на дру­гой фабрике. Мануфактура Даготи выпускала твердый, хорошо глазурованный фарфор красивого белого цвета, из которого делали чайную и столовую посуду, вазы, письменные приборы, часы, барельефы, статуэтки, крупные декоративные детали столовых сервизов. Де­кор большинства предметов был выдержан в стиле ам­пир. В библиотеке Национального музея декоративно­прикладного искусства в Париже хранится «Сборник моделей расписанного и золоченого фарфора Даготи и Оноре» (около 1815). Незаменимый при изучении из­делий этих мануфактур документ состоит из 60 иллю­страций, выполненных от руки гуашью. В книге г-жи Р.де Пленваль де Гильбон приведены несколько иллю­страций из этого сборника. Они дают представление об огромном разнообразии форм и видов декора: это особенно тщательно выполненные предметы десерт­ных, чайных и кофейных сервизов, отдельные чашки и чаши традиционных и современных эпохе ампира форм.

С конца XVIII века форма чашек начала меняться. В первой половине XIX века было придумано множе­ство новых форм, все более и более эффектных: чашка становилась игрушкой и следовала общей тенденции утонченности. Количество различных форм чашек, приведенных в каталоге Пуйа в 1826 году, впечатляет: чашки на лапках, на зубцах и жемчужинах, этрусские, изогнутые, как лебединая шея (сохранились чашки этой формы, они маркированы именем Даготи), в форме раковины или округлой раковины, в форме улитки. Чашки для чая, для чая зубчатые, на ножке, в форме стакана с рельефом и лапками, чашки для мо­лока, для шоколада, для шоколада — этрусская, для шоколада в форме груши, английская и т.д. Все это производили многочисленные парижские мануфакту­ры. Такое разнообразие форм расширяло ассортимент декоративных мотивов, которые подчеркивали или ву­алировали форму предмета. Наглядный тому пример — рисунки чашек из «Сборника моделей расписанно­го и золоченого фарфора Даготи и Оноре».

Общая тенденция первой четверти XIX века — бо­гатство скульптурного декора, в частности, деталей. Нередко предметы ставили на лапки. Ручки, как у ваз, так и у чашек и других предметов сервиза, украшали скульптурными мотивами, которые, как правило, раз­мещались на самом видном месте — в верхней части предмета. Они начинались со скульптурной подставки или от пальметты у основания ручки и заканчивались женским бюстом, химерой или головой животного. За­частую закручивались наверху и образовывали завиток из листьев, розетку или человеческую маску.

Хватки у крышек были в виде очаровательных бутонов, иногда — в виде бабочек, носики чайни­ков и кофейников оформляли в виде клюва птицы или головы животного. В альбоме Даготи-Оноре представлен ряд классиче­ских по форме ваз — яйцевидных и амфорообразных, вазы «Меди­чи» типа кратера и др. Для чайно-кофейной посуды также ис­пользовались антикизированные формы: молочники представляли собой античные шлемы, а полу­овальные сахарницы опирались на три лапки. Декор был разнооб­разным и отличался тщательно­стью отделки не только в рисун­ках, но и в готовых изделиях. Об этом можно судить по сохранив­шимся сервизам. Наиболее бога­тые изделия отделывали двойным слоем золота.

В первой половине XIX века все больший размах принимало использование в декоре золота. Бордюры, тыльные стороны, рельефные части самых роскош­ных предметов покрывали золотом целиком. Кроме чисто золотого декора на белом фоне и полихромного декора на золотом, появившихся уже в XVIII веке, по­сле 1800 года стали применять еще один способ — технику полировки золота, точнее, нанесения блестя­щего рисунка на матовую золоченую поверхность (цировку). Этот декор делал более богатыми орнамен­тальные бордюры вокруг медальонов, например, с портретами или с миниатюрными повторениями из­вестных картин. Некоторые особые изделия целиком покрывализолотом, подобно двум монументальным вазам Даготи, сделанным в 1804 и 1814 годах. Они де­корированы медальонами с античными персонажами — подлинными картинами, выполненными с несрав­ненной виртуозностью.

В декоре своего фарфора Даготи использовал уже ставшие традиционными приемы: монохромную рос­пись «а ля камея», рисунок сепией для изображения пейзажей, античных сюжетов, сцен охоты. Предметы украшали и полихромными пейзажами, фризообразно размещавшимися на тулове чашек и других вещей. Особенно тщательно отделаны и оригинальны изделия, в которых бисквит сочетается с глазурованными по­верхностями и деталями. Так, в сборнике рисованных моделей можно увидеть изображения ручек и носиков в виде лебедей с крыльями и изящно изогнутыми ше­ями: чашки, молочник и т.д. В книге г-жи Р.де Пленваль де Гильбон есть иллюстрация чашки, изготовлен­ной по приведенному в сборнике рисунку, а в собра­нии ГМУА хранится молочник, выполненный по моде­ли, опубликованной в сборнике.

В отдельных предметах мануфактуры Даготи— Оноре чрезмерная фантазия декораторов передана в свободной трактовке деталей, где превалируют скульп­турные формы: подставки поддерживаются амурами, фигурки крылатых путти украшают чернильницы, рав­но как и другие части письменных приборов. Сре­ди моделей письменных приборов в «Сборнике... Даготи и Оноре» есть модель в русском стиле. Непосредственным ее прототипом были совре­менные изделия, изготовленные на Император­ском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Добавим, что письменные приборы часто дополнялись соответствующим пресс-папье, иногда даже лупой, оправленной в фарфор.

Продукция мануфактуры Да­готи и товарищества Даготи— Оноре всегда пользовалась спро­сом. Записи в книге счетов Жозе­фины за 1805 и 1807 годы свиде­тельствуют о заказах, разработке изделий и оплате счетов мануфак­туры Даготи. Предметы с маркой недолго просуществовавшего товари­щества Даготи—Оноре, очевидно, малочисленны и не очень отличают­ся от изделий предыдущего периода. В их числе — сервиз для десерта, выполненный в 1816 году для королевского посла в Вене, герцога де Карамана. В декоре предметов использованы насы­щенные синие, красные и зеленые тона в сочетании с золотом. К тому же периоду относятся два сервиза, изготовленные на фабрике Даготи—Оноре для прези­дентов Соединенных Штатов Америки: Мадисона (1809 —1817) — сервиз с изящной зеленой сеткой, Монро (1817 —1825) — столовый сервиз, тарелки которого украшает изображение орлицы с распро­стертыми крыльями.

В некоторых изделиях фабрики Даготи и товари­щества Даготи—Оноре просматривается стремление подражать фарфору Веджвуда. На выставке 1819 года компаньоны получили серебряную медаль за вазы, ук­рашенные барельефом в стиле Веджвуд, и за воспроизведение уменьшенной копии «Фонтана невин­ных», или «Фонтана нимф», Жана Гужона. Увле­чение бисквитной техникой было весьма замет­ным на предприятии Даготи—Оноре. Интерес­но, что Оноре в начале XIX века перекупил ма­нуфактуру по производству цветов из бисквита, которая стала основой его предприятия.

После того как товарищество распалось, Да­готи продал свою мануфактуру (в 1823 году) Да­ниэлю, а Оноре (в 1824 году) перевел свое произ­водство в Шампру, где были залежи каолина, и ак­тивно выполнял многочисленные заказы из-за гра­ницы. Эдуард Оноре умер в 1855 году, вскоре за ним последовал его сын. В 1865 году фабрика пере­шла к Эрнесту Ренго.

Аукцион искусства и старины art-picture.ru предоставляет возможность покупки

приобрести представленны лоты по теме "Мануфактура Даготи Dagoty"