Мануфактура Даготи Dagoty (фарфор)
Эта мануфактура — одно из самых известных в России парижских фарфоровых предприятий первой четверти XIX века. Фамилия Даготи объединяет трех братьев: Пьера-Луиса, Жана-Батиста Этьена и Месидора. Самый известный из них —
Пьер-Луис (1771 —1840), сын художника-портретиста, служившего Марии-Антуанетте, и внук анатома Гутьера Даготи. Братья Даготи были учениками Дила и Герара на мануфактуре герцога Ангулемского, где они осваивали искусство изготовления фарфора. Кроме того, они занялись и торговлей. Будучи предпринимателями, братья Даготи попытались реализовать себя в производстве фарфора, обосновавшись в 1790 году в маленьком помещении на бульваре Пуассоньер. По этому адресу у Жана-Батиста Этьена Гутьера Даготи, художника по фарфору, были магазин и мастерская, где он занимался своим ремеслом со старшим братом Пьером. После смерти Жана-Батиста Пьер-Луис Даготи в 1804 году выкупил фабрику и магазин и быстро добился большого успеха. По производству «предприятие Даготи в 1807 году стояло впереди всех парижских мануфактур. На нем было занято от 100 до 120 рабочих». Когда пришел успех, владелец решил расширить предприятие и купить настоящую фабрику. Выбор пал на мануфактуру Роже в Монпарнасе на рю де Шеврез, которая была приобретена около 1815 года.
Образец раннего периода деятельности мануфактуры Даготи — фарфоровый чайник в виде головы вепря, имитирующий изделия из бронзы. На рубеже XVIII—XIX веков в Западной Европе, и особенно во Франции, в эпоху Директории были популярны изделия художественной бронзы, в которых сочетались патинированные и золоченые детали, части композиции. Чайник следует датировать 1790—1800 годами, о чем свидетельствует марка — одна из ранних марок мануфактуры. За время своего существования мануфактура Даготи несколько раз видоизменяла свою марку, ее начертание, цвет, что позволяет точнее датировать ее изделия.
Для маркировки изделий фабрика Даготи сначала использовала обычную надпись в виде имени Даготи полностью: «P.L.Dagoty» или, еще чаще, — «Dagoty а Paris», нанесенную курсивом золотом или красным цветом, а также процарапанную в тесте или нанесенную черным цветом. В период деятельности товарищества Даготи—Оноре фарфоровые изделия маркировали отпечатанной по шаблону надписью красного цвета; «Manufre de Madame /Duchesse d ’Angouleme /P.L.Dagoty—Е.Нопоге». Такая марка есть,например, на сохранившихся тарелках с зеленой сеткой по борту.
После того как товарищество распалось, братья Оноре сохранили дом на бульваре Пуассоньер, а Даготи — на реке Сене, со складом на улице де ля Гранж Бательер, 2. К этому времени относится марка «P.L.Dagoty maintenant a Paris rue Grange Batielere, № 9». Такая марка стоит на пресс-папье в форме книги. По мнению г-жи де Пленваль, она встречается реже, чем другие.
В начале XIX века считалось хорошим тоном приобрести что-нибудь у Даготи для элегантного подарка или сувенира. «Прекрасные изделия из фарфора предлагают в качестве новогодних подарков или подарков к праздникам в магазине Даготи на бульваре Монмартр, — рассказывает один из современников... (опубликованное в 1813 году документальное свидетельство приведено в книге г-жи де Пленваль). — Здесь можно найти прекрасные столовые сервизы, которые сочетают в себе элегантность форм, красоту красок и отделку в виде живописных картин, вазы для анемонов, элегантные письменные приборы, принадлежности для приготовления кофе, а также весьма совершенные приборы для проведения химических, физических и пневматических опытов». Следует отметить, что многие парижские заводы изготавливали посуду для медицинских целей. Чаще всего использовали цилиндрическую форму, украшенную рельефом внизу и вверху, с вогнутой крышкой. Другая модель представляла полуовал на ножке.
В январе 1816 года фабрики Даготи и Оноре объединились в одно мощное предприятие. Возникло товарищество Даготи—Оноре, по договору, сроком на двадцать лет. Однако просуществовало оно только до 1820 года (по некоторым другим источникам — до 1822). После его распада пути Даготи и Оноре разошлись, но случившееся не оказало сколько-нибудь заметного влияния на производство фарфора ни на той, ни на другой фабрике. Мануфактура Даготи выпускала твердый, хорошо глазурованный фарфор красивого белого цвета, из которого делали чайную и столовую посуду, вазы, письменные приборы, часы, барельефы, статуэтки, крупные декоративные детали столовых сервизов. Декор большинства предметов был выдержан в стиле ампир. В библиотеке Национального музея декоративноприкладного искусства в Париже хранится «Сборник моделей расписанного и золоченого фарфора Даготи и Оноре» (около 1815). Незаменимый при изучении изделий этих мануфактур документ состоит из 60 иллюстраций, выполненных от руки гуашью. В книге г-жи Р.де Пленваль де Гильбон приведены несколько иллюстраций из этого сборника. Они дают представление об огромном разнообразии форм и видов декора: это особенно тщательно выполненные предметы десертных, чайных и кофейных сервизов, отдельные чашки и чаши традиционных и современных эпохе ампира форм.
С конца XVIII века форма чашек начала меняться. В первой половине XIX века было придумано множество новых форм, все более и более эффектных: чашка становилась игрушкой и следовала общей тенденции утонченности. Количество различных форм чашек, приведенных в каталоге Пуйа в 1826 году, впечатляет: чашки на лапках, на зубцах и жемчужинах, этрусские, изогнутые, как лебединая шея (сохранились чашки этой формы, они маркированы именем Даготи), в форме раковины или округлой раковины, в форме улитки. Чашки для чая, для чая зубчатые, на ножке, в форме стакана с рельефом и лапками, чашки для молока, для шоколада, для шоколада — этрусская, для шоколада в форме груши, английская и т.д. Все это производили многочисленные парижские мануфактуры. Такое разнообразие форм расширяло ассортимент декоративных мотивов, которые подчеркивали или вуалировали форму предмета. Наглядный тому пример — рисунки чашек из «Сборника моделей расписанного и золоченого фарфора Даготи и Оноре».
Общая тенденция первой четверти XIX века — богатство скульптурного декора, в частности, деталей. Нередко предметы ставили на лапки. Ручки, как у ваз, так и у чашек и других предметов сервиза, украшали скульптурными мотивами, которые, как правило, размещались на самом видном месте — в верхней части предмета. Они начинались со скульптурной подставки или от пальметты у основания ручки и заканчивались женским бюстом, химерой или головой животного. Зачастую закручивались наверху и образовывали завиток из листьев, розетку или человеческую маску.
Хватки у крышек были в виде очаровательных бутонов, иногда — в виде бабочек, носики чайников и кофейников оформляли в виде клюва птицы или головы животного. В альбоме Даготи-Оноре представлен ряд классических по форме ваз — яйцевидных и амфорообразных, вазы «Медичи» типа кратера и др. Для чайно-кофейной посуды также использовались антикизированные формы: молочники представляли собой античные шлемы, а полуовальные сахарницы опирались на три лапки. Декор был разнообразным и отличался тщательностью отделки не только в рисунках, но и в готовых изделиях. Об этом можно судить по сохранившимся сервизам. Наиболее богатые изделия отделывали двойным слоем золота.
В первой половине XIX века все больший размах принимало использование в декоре золота. Бордюры, тыльные стороны, рельефные части самых роскошных предметов покрывали золотом целиком. Кроме чисто золотого декора на белом фоне и полихромного декора на золотом, появившихся уже в XVIII веке, после 1800 года стали применять еще один способ — технику полировки золота, точнее, нанесения блестящего рисунка на матовую золоченую поверхность (цировку). Этот декор делал более богатыми орнаментальные бордюры вокруг медальонов, например, с портретами или с миниатюрными повторениями известных картин. Некоторые особые изделия целиком покрывализолотом, подобно двум монументальным вазам Даготи, сделанным в 1804 и 1814 годах. Они декорированы медальонами с античными персонажами — подлинными картинами, выполненными с несравненной виртуозностью.
В декоре своего фарфора Даготи использовал уже ставшие традиционными приемы: монохромную роспись «а ля камея», рисунок сепией для изображения пейзажей, античных сюжетов, сцен охоты. Предметы украшали и полихромными пейзажами, фризообразно размещавшимися на тулове чашек и других вещей. Особенно тщательно отделаны и оригинальны изделия, в которых бисквит сочетается с глазурованными поверхностями и деталями. Так, в сборнике рисованных моделей можно увидеть изображения ручек и носиков в виде лебедей с крыльями и изящно изогнутыми шеями: чашки, молочник и т.д. В книге г-жи Р.де Пленваль де Гильбон есть иллюстрация чашки, изготовленной по приведенному в сборнике рисунку, а в собрании ГМУА хранится молочник, выполненный по модели, опубликованной в сборнике.
В отдельных предметах мануфактуры Даготи— Оноре чрезмерная фантазия декораторов передана в свободной трактовке деталей, где превалируют скульптурные формы: подставки поддерживаются амурами, фигурки крылатых путти украшают чернильницы, равно как и другие части письменных приборов. Среди моделей письменных приборов в «Сборнике... Даготи и Оноре» есть модель в русском стиле. Непосредственным ее прототипом были современные изделия, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Добавим, что письменные приборы часто дополнялись соответствующим пресс-папье, иногда даже лупой, оправленной в фарфор.
Продукция мануфактуры Даготи и товарищества Даготи— Оноре всегда пользовалась спросом. Записи в книге счетов Жозефины за 1805 и 1807 годы свидетельствуют о заказах, разработке изделий и оплате счетов мануфактуры Даготи. Предметы с маркой недолго просуществовавшего товарищества Даготи—Оноре, очевидно, малочисленны и не очень отличаются от изделий предыдущего периода. В их числе — сервиз для десерта, выполненный в 1816 году для королевского посла в Вене, герцога де Карамана. В декоре предметов использованы насыщенные синие, красные и зеленые тона в сочетании с золотом. К тому же периоду относятся два сервиза, изготовленные на фабрике Даготи—Оноре для президентов Соединенных Штатов Америки: Мадисона (1809 —1817) — сервиз с изящной зеленой сеткой, Монро (1817 —1825) — столовый сервиз, тарелки которого украшает изображение орлицы с распростертыми крыльями.
В некоторых изделиях фабрики Даготи и товарищества Даготи—Оноре просматривается стремление подражать фарфору Веджвуда. На выставке 1819 года компаньоны получили серебряную медаль за вазы, украшенные барельефом в стиле Веджвуд, и за воспроизведение уменьшенной копии «Фонтана невинных», или «Фонтана нимф», Жана Гужона. Увлечение бисквитной техникой было весьма заметным на предприятии Даготи—Оноре. Интересно, что Оноре в начале XIX века перекупил мануфактуру по производству цветов из бисквита, которая стала основой его предприятия.
После того как товарищество распалось, Даготи продал свою мануфактуру (в 1823 году) Даниэлю, а Оноре (в 1824 году) перевел свое производство в Шампру, где были залежи каолина, и активно выполнял многочисленные заказы из-за границы. Эдуард Оноре умер в 1855 году, вскоре за ним последовал его сын. В 1865 году фабрика перешла к Эрнесту Ренго.
Аукцион искусства и старины art-picture.ru предоставляет возможность покупки
приобрести представленны лоты по теме "Мануфактура Даготи Dagoty"